Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
представителя административного истца Лопатина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1866/2021 по административному исковому заявлению Крапчатова Владимира Анатольевича к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Крапчатов В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 (в редакции от 4 февраля 2021 года № 34/10), в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области подзоны Ж1* Подзона застройки индивидуальными жилыми домами № 1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1400 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, р-н Волжский, массив южнее 5 км пос.Власть Труда, тер. Жилой массив «Авиатор», уч. № 18, а также отображения в границах указанного земельного участка первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. На земельном участке возведен жилой дом. Однако оформлению прав на жилой дом препятствуют отдельные положения действующих на территории сельского поселения Курумоч Правил землепользования и застройки. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении земельного участка установлена подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м», в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению. А также указано расположение части земельного участка в первом поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 2 ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, п.2 ч.2, ч.4 ст.30 ГрК РФ, п.5 ст.18 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, поскольку сведения о том, что принадлежащий ему земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, а также в границах первого пояса ЗСО на Карте градостроительного зонирования с.п.Курумоч отсутствуют.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы административного истца на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 16.09.2021 года № 63 АА 6783086 Лопатин И.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 09.12.2013 г. № 103/45 кадастровый квартал № расположен в границах населенного пункта Власть Труда в функциональной зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами. С целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в зоне Ж1 устанавливается подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м». Согласно нормативно-техническим требованиям, территории поселений, расположенные в прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном и от подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалом. Для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми или общественными зданиями, за расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью 1 раз в 100 лет (вероятность превышения 1%). В настоящее время министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проводятся работы по постановке на кадастровый учет границ зон затопления. Таким образом, строительство садового или жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № возможно, если по результатам данных работ указанный участок будет исключен из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории. В связи с чем, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованные лица Администрация и Глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Нижнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамента по недропользованию Поволжского Федерального округа не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, аналогичный письменному отзыву, представленному административным ответчиком.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором сообщил, что в настоящее время проводится работа по согласованию материалов с организациями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 года № 360, и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Министерством составлен график установления зон затопления, подтопления. Выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи спорного земельного участка в настоящее время не предусмотрено. В границах вышеуказанного земельного участка отсутствуют участки недр местного значения, содержащие подземные воды, право пользования которыми предоставлено министерством, а также водозаборы поверхностных и подземных вод, используемые для централизованного водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения, зоны санитарной охраны которых установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области. Просил дело рассмотреть без его участия.
В силу ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).
Решениями Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 21.04.2014 № 133/62/1; от 04.02.2016 № 35/10; от 28.12.2016 № 86/23; от 30.01.2020 № 251/1/69; от 27.08.2020 № 277/79 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области внесены изменения.
Судом установлено, что Крапчатову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, для индивидуальной жилой застройки, площадью 1400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2021 года.
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, земельный участок с кадастровым номером № расположен в подзоне Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», часть участка находится в границах первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной выпиской из ГИСОГД Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 22.09.2021 года № 12-12-2588.
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж1 установлена подзона Ж1* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Изложенное подтверждается письменным отзывом Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области на административное исковое заявление согласно которого, земельный участок, принадлежащий административному истцу расположен в кадастровом квартале № в зоне Ж1 подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», в границах зоны затопления (подтопления). Строительство садового или жилого дома в границах указанной зоны возможно только при соблюдении следующих условий: в случае если указанные участки будут исключены из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории.
Согласно пункту 16 статьи 1 части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п.16 ст.105 ЗК РФ, к зоне с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.
Согласно п.5 ст.18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потопления (затопления) в границах земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 14.10.2021 года, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления сообщил, что на территории Самарской области работу по разработке карт (планов) объекта землеустройства ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. До настоящего времени указанные материалы в адрес отдела не поступали. Информацией о зонах затопления и подтопления в указанном районе отдел не располагает. В радиусе 3 км от участков изысканий, отсутствуют сведения о наличии зон санитарной охраны (ЗСО) поверхностных водных источников.
Как следует из сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в границах вышеуказанного земельного участка отсутствуют участки недр местного значения, содержащие подземные воды, право пользования которыми представлено министерством, а также земельный участок расположен вне зон санитарной охраны водозаборов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области. Выполнение работ по определении зон затопления и подтопления водных объектов, вблизи земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время не предусмотрено.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу сообщил, что в пределах земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют действующие лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод, представленные Департаментом.
Отдел геологии и лицензирования Приволжскнедра по Самарской области сообщил, что по сведениям Самарского филиала ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу», в пределах вышеуказанного земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не установлены, лицензии на пользование недрами, предоставленные Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, отсутствуют.
Из сообщения Министерства строительства Самарской области следует, что земельный участок располагается вне границ зон санитарной охраны подземных и поверхностных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления, а также зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в границах земельного участка с кадастровым номером № не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* и первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отношении вышеуказанного земельного участка противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), части 4, части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 18 Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Крапчатова Владимира Анатольевича к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 (в редакции от 4 февраля 2016 года № 34/10), в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером № в зоне Ж1 подзоны Ж1* с параметрами «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м», а также отображения первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий: М.А.Панкова