Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12788/2021 от 20.10.2021

    Судья: Кузнецова Е.Ю.                 адм.дело № 33А-12788/2021    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года                         г.Самара

    

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Лёшиной Т.Е.,

при секретаре Зенкевиче В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Егорова С.А. на решение Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N 2а-2171/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС №21 России по Самарской области к Егорову С.А. о взыскании недоимки по налогам.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия        

установила:

ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обратилась в Октябрьский районный суд с административным иском к Егорову С.А. о взыскании недоимки по земельному налогу физических лиц.

В обоснование иска указала, что Егоров С.А. является налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемый налоговый период в связи с наличием объекта налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, однако в нарушение ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена, в связи с чем в адрес Егорову С.А. направлено требование об уплате налога.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена, административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области было удовлетворено заявление административного истца о вынесении судебного приказа о взыскании с Егорова С.А. недоимки по налогам, пени.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению административного ответчика судебный приказ был отменен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика Егорова С.А. в пользу государства сумму недоимку по земельному налогу физических лиц за 2017-2018 гг. в размере 5 534 рублей, пени в размере 57 рублей 71 копейка, а всего 5 591 рубль 71 копейка, государственную пошлину в доход местного бюджета г.о.Самара в размере 400 рублей.

Определением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГг. вышеуказанное административное дело было передано по подсудности на рассмотрение в Кировский районный суд г. Самары.

Определением Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ данное дело принято к производству суда.

В процессе рассмотрения дела в качестве административного истца по ходатайству МИФНС № 21 по Самарской области привлечена МИФНС № 20 по Самарской области, поскольку место регистрации административного ответчика в Кировском районе г.Самары.

Решением Кировского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Егоров С.А. просит решение суда отменить, полагая его неправильным.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Обязанность гражданина платить установленные законом налоги установлена ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно п. 1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения земельным налогом, в силу п.11 ст.389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога» на территории г.о. Самара установлен земельный налог.

В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

По правилам п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами определен ст. 397 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 4 указанной правовой нормы предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производиться в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

В статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что Егорову С.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

На основании ст. 32 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГг. о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить исчисленные налоги за налоговый период 2017 г., от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить исчисленные налоги за налоговый период 2018 г.

Ответчик в полном объеме не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.

В связи с неуплатой земельного налога в установленный законом срок, ответчику были направлены требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.

Требования административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 21 по Самарской области, МИФНС России № 20 по Самарской области суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, сроки на обращение в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налогов, пришел к выводу о взыскании с Егорова С.А. недоимки по земельному налогу и пени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у административного ответчика обязанности по уплате недоимки по налогам и пени за 2017, 2018 г., поскольку доказательств уплаты недоимки по налогам и пени за спорный период административным ответчиком представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Егорову С.А. были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГг. о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить исчисленные налоги за налоговый период 2017 г., от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить исчисленные налоги за налоговый период 2018 г.

Поскольку обязанность по уплате начисленных налогов Егоровым С.А. не исполнена, в его адрес направлены требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно последнему требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования указан до ДД.ММ.ГГГГг.

Требование также оставлено должником без исполнения.

Согласно материалам гражданского дела а-2484/2020, поступившего от мирового судьи судебного участка 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области, обозреваемого в судебном заседании, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье ДД.ММ.ГГГГг., то есть в пределах шестимесячного срока, предусмотренного действующим законодательством.

С учетом того, что определением мирового судьи судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, а административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах 6 месяцев после вынесения определения об отмене судебного приказа, то в силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок обращения с иском в суд о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени налоговым органом не пропущен.

При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

                    определила:

решение Кировского районного суда г.Самары от 09 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Егорова С.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 30 ноября 2021 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-12788/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары (МИФНС № 21)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (МИФНС № 20)
Ответчики
Егоров С.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.10.2021Передача дела судье
16.11.2021Судебное заседание
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее