Дело № 5-22/2023
УИД 55RS0026-01-2023-002107-61
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Омского районного суда Омской области Полоцкая Е.С., при секретаре судебного заседания Конопелько Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омского районного суда Омской области, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Омская, д. 194-А, зал судебных заседаний № 19, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ в Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница», ИНН №, ОГРН: №, юридический адрес: 644510. <адрес>. 1,
УСТАНОВИЛ:
20» июля 2023 года в 17 час. 00 мин. в результате инспекционного визита государственным инспектором Омского района по пожарному надзору Ситниковым Д.А. установлено, что на объекте защиты, расположенном по адресу: <адрес>. 5 бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница», допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. план эвакуации для 1 - го этажа здания выполнен не в соответствии с ГОСТ 34428-2018 (фактически при проведении работ по перепланировке, в плен эвакуации не внесены изменения), чем нарушены п. 5 постановления Правительства № 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», п. 9.3.9.19 ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия»;
2. на пути эвакуации (помещение № 43 согласно экспликлиии поэтажного плана) ширина горизонтального участка пути эвакуации составляет менее 1 метра (фактически двери открываются из помещения в коридор, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на половину ширины дверного полотна при одностороннем открывании дверей. Ширина коридора составляет 1.28 метра, ширина дверного полотна составляет 0,9 метра, фактически при открывании дверей ширина горизонтального участка пути эвакуации составляет 0.83 метра), чем нарушены - ст. 4, 6, 89 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.3.3, п. 4.3.4 свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
3. двери лестничной клетки отделяющие помещение № 5 от помещения № 6 согласно экспликации поэтажного плана не имеют уплотнения в притворах (фактически двери закрываются не плотно, имеют сквозные просветы),чем нарушены ст. 6. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N® 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарь и безопасности» пункт 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
4. автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей из здания находится в неработоспособном состоянии (фактически АПС и СОУЭ находится в работоспособном состоянии только в помещениях стационара), чем нарушен п. 54 постановления Правительства № 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Таким образом, в действиях БУЗОО «Омская центральная районная больница» содержится состав правонарушений, предусмотренный ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель БУЗОО «Омская центральная районная больница» Гигилева Е.А. вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что в настоящее время недостатки исправляются, сделаны уплотнители, перенавешаны двери, открываются во внутрь кабинета, исправлен план эвакуации. Ведутся работы по проведению в работоспособное состояние системы автоматической пожарной сигнализациии система оповещения и управления эвакуацией людей из здания.
Представитель Главного управления МЧС России по Омской области Ситников Д.А. в настоящем судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. Ранее обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела БУЗОО «Омская центральная районная больница» является действующим юридическим лицом.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 этой статьи.
Согласно ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
В соответствии с пунктом 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, (далее - Правила) в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре (далее - План), которые размещаются на видных местах.
Согласно п. 9.3.9.19 ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия» при проведении работ по реконструкции, перепланировке, изменении режима эксплуатации или процедуры эвакуации из здания (сооружения) в план эвакуации должны быть внесены соответствующие корректировки.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам предусмотрены также Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу части 1 статьи 89 которого эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 г. N 194 утвержден свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020), согласно которому:
- ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях (пункт 4.3.3);
- при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей (пункт 4.3.4).
Согласно п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Основанием для составления в отношении БУЗОО «Омская центральная районная больница» протокола об административном правонарушении по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось нарушение требований ст. 4, 6, 89 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 4.3.3, п. 4.3.4 свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 5 постановления Правительства № 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», п. 9.3.9.19 ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия»,п. 4.3.3, п. 4.3.4, 4.4.6 свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 54 постановления Правительства № 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Указанные нарушения выявлены 20» июля 2023 года в 17 час. 00 мин по адресу: <адрес>. 5 бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница», допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: план эвакуации для 1 - го этажа здания выполнен не в соответствии с ГОСТ 34428-2018 (фактически при проведении работ по перепланировке, в плен эвакуации не внесены изменения), на пути эвакуации (помещение № 43 согласно экспликлиии поэтажного плана) ширина горизонтального участка пути эвакуации составляет менее 1 метра (фактически двери открываются из помещения в коридор, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на половину ширины дверного полотна при одностороннем открывании дверей. Ширина коридора составляет 1.28 метра, ширина дверного полотна составляет 0,9 метра, фактически при открывании дверей ширина горизонтального участка пути эвакуации составляет 0.83 метра), двери лестничной клетки отделяющие помещение № 5 от помещения № 6 согласно экспликации поэтажного плана не имеют уплотнения в притворах (фактически двери закрываются не плотно, имеют сквозные просветы), автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей из здания находится в неработоспособном состоянии (фактически АПС и СОУЭ находится в работоспособном состоянии только в помещениях стационара).
Установленное правонарушение подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
- решением о проведении внепланового инспекционного визита №-В/РИВ от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ;
- иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что обществом предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Вступившим в законную силу 7 апреля 2023 года года постановлением заместителя главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору от 28 марта 2023 года БУЗОО «Омская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.
Штраф уплачен БУЗОО «Омская центральная районная больница» 17.04.2023.
При таких обстоятельствах, бездействие БУЗОО «Омская центральная районная больница», подлежит валификации по ч. 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос об административном наказании, суд приходит к следующему.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является признание вины. Отягчающих обстоятельств не установлено.
Допущенное БУЗОО «Омская центральная районная больница» нарушение посягает на общественные отношения в области пожарной безопасности, состав административного правонарушения является формальным. В данном случае для привлечения к административной ответственности достаточно выявления самого факта нарушения требований пожарной безопасности, т.е. ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения.
Кроме того, несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к неблагоприятным последствиям, таким как причинение материального вреда, а также создать угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, способного привести к причинению вреда жизни и здоровью неограниченного круга людей, суд приходит к выводу, что в отношении БУЗОО «Омская центральная районная больница» следует применить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать индивидуального предпринимателя бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Омская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток, с правом проведения работ по устранению выявленных нарушений.
Наказание исполнять в отношении объекта капительного строительства:
- здания бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>. 5.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Полоцкая