Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1536/2022 ~ М-987/2022 от 13.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 22 августа 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Красильниковой А.А.,

с участием прокурора Деминой В.В., представителя административного истца Корноухова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1536/2022 по административному исковому заявлению Михайловой Анастасии Вячеславовны о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

Михайлова А.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции решения от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления в зоне Ж1 (зона ИЖС) подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство. В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта в приложении к Правилам землепользования и застройки - на Карте градостроительного зонирования в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» установлена зона затопления и подтопления - подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м». К данной подзоне отнесен, в том числе, принадлежащий административному истцу земельный участок. Полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ей земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют. Полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются ее права и законные интересы на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

В судебном заседании представитель административного истца Корноухов Е.Ю., действующий на основании ордера адвоката от 04.08.2022 и доверенности от 04.07.2022, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица - администрация и глава сельского поселения Курумоч, администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжское бассейновой водное Управление в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрация сельского поселения Курумоч представили письменные отзывы, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее также Правила землепользования и застройки).

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).

Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 30 января 2020 года № 251/1/69 в Правила землепользования и застройки внесены изменения. В частности, статья 22 «Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в жилых зонах» изложена в новой редакции. В зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» установлена подзона Ж1* с предельными параметрами строительства «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».

Решение официально опубликовано в информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 30 января 2020 года № 2.1(214).

Михайлова А.В. с 27.05.2022 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 928,5 кв.м, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2022.

Согласно пункта 7 части 3 статьи 6 Устава муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 N 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» поселок Власть Труда входит в состав сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

В целях осуществления строительства на земельном участке 14.06.2022 Михайлова А.В. обратилась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области. Как следует из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , подготовленного Управлением архитектуры и градостроительства муниципального района Волжский, участок расположен в территориальной зоне Ж1*.

Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из государственной информационной системы градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 27.07.2022.

11.07.2022 администрация муниципального района Волжский Самарской области уведомила Михайлову А.В. о несоответствии планируемых параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, ввиду расположения земельного участка в подзоне Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».

Как следует из Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч (в редакции решения Собрания представителей от 30.01.2020), подзона Ж1* в территориальной зоне Ж1 установлена с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.

Границы подзоны Ж1* нанесены на Карту градостроительного зонирования, являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно представленной в материалы административного дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , сведения об установлении ограничений (обременений) в использовании участка в виде зоны подтопления или затопления отсутствуют.

Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ зон затопления и подтопления на территории Самарской области осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Указанные зоны устанавливаются решением территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов.

По сообщению Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового Водного управления от 01.08.2022, реализация мероприятий по определению границ зон затопления, подтопления осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 579. На территории Самарской области работу по разработке Предложений ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

По состоянию на 01.08.2022 предложения по определению границ зон затопления и подтопления в отношении территорий в границах п. Власть Труда Волжского района Самарской области в отдел не поступили. В настоящее время сведения о границах зон затопления, подтопления в отношении территорий в границах п. Власть Труда в Государственном водном реестре не содержатся, в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.

Как видно из ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 28.07.2022, на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области министерством составлен график установления зон затопления, подтопления. Выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельного участка с кадастровым номером в настоящее время не предусмотрено.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что поскольку зоны затопления, подтопления в границах п. Власть Труда и земельного участка с кадастровым номером в установленном законодательством порядке не разработаны и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, оспариваемый нормативный правовой акт - Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении указанного земельного участка противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

В связи с изложенным, требования Михайловой А.В. подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт длительное время применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Михайловой Анастасии Вячеславовны удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 в редакции решения Собрания представителей от 30 января 2020 года, в части установления на Карте градостроительного зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.08.2022.

3а-1536/2022 ~ М-987/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Михайлова А.В.
Ответчики
Собрание представителей с.п.Курумоч м.р.Волжский Самарской области
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области
Администрация с.п.Курумоч м.р.Волжский Самарской области
Администрация м.р.Волжский Самарской области
Глава с.п.Курумоч м.р.Волжский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация административного искового заявления
13.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2022Подготовка дела (собеседование)
04.08.2022Рассмотрение дела начато с начала
04.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее