Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1000/2023 ~ М-339/2023 от 28.02.2023

Дело № 2-1000/2023; УИД: 42RS0010-01-2023-000427-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи     - Байскич Н.А.,

при секретаре – Лавровой К.А.,

с участием: истца - Вострецова П.А.,

представителя истца Никитиной Е.В., действующей на основании доверенности от 15.02.2023 года сроком на один год, без права передоверия,

представителя ответчика УГР КГО – Окунцовой Я.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2023 г. сроком до 31 декабря 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске Кемеровской области

      07 июня 2023 года

гражданское дело по иску Вострецова Павла Александровича к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Минэнерго России о включении в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, согласовании списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Вострецов П.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Минэнерго России о включении в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, согласовании списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, мотивируя требования следующим.

Указывает, что является собственником жилого дома расположенного по <адрес>. Право собственности зарегистрировано в делах БТИ 14.10.1996 года. Имеет регистрацию по месту жительства в спорном доме с июня 1991 года и сохраняет ее по настоящее время. Дом по <адрес> имеет категорию «ПВ» «подработанный ветхий», подлежащий сносу.

Согласно ответу УГР КГО от 07.04.2022 г. за обследование жилого дома было произведено СФ ОАО ВНИМИ и выдано Заключение от 21.06.2021 г.

УГР КГО ответе указывает, что Истца в собственности имелось жилое помещение в <адрес> (право собственности прекращено 17.06.2020 г.) включить в списки на переселение и предоставление социальной выплаты возможно по истечению 5 лет с момента заключения сделки купли-продажи (ст. 53 ЖКРФ).

Переселение граждан из ветхого подработанного жилья осуществляется в рамках реализации Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт.

На момент ликвидации угольной шахты ООО «Шахта «Киселевская» спорный дом не был включен в Комплексную программу, список по нему не формировался, категория не присваивалась.

Только после ликвидации угольной шахты, уже в 2021 г. было проведено обследование домов, в том числе и спорного, по результатам которого установлено, что дом «ПВ» (Заключение СФ ОАО ВНИМИ «Оценка степени влияния подземных горных работ» на техническое состояние жилых домов» составлено 21.06.2021 г.).

При таких обстоятельствах, право гражданина на получение социальной выплаты хоть и возникло после ликвидации ООО «Шахта «Киселевская», но может им быть реализовано только после составления заключения СФ ОАО ВНИМИ (21.06.2021 г.).

Соответственно, совокупность условий, необходимых для получения помощи от государства в виде социальной выплаты должна оцениваться на июнь 2021 г., так как формирование списка возможно было только после июня 2021 г., поскольку этим заключением была установлена категория домов, включая дом по <адрес> подлежащая сносу.

ссылается на то, что истец является нуждающимся, у него отсутствует иное пригодное для проживания жилье, 1/6 доля в праве общей долевой собственности, равная 8,5 кв.м., что принадлежала в квартире по <адрес> составляет менее учетной нормы в Киселевском городском округе, свидетельствует, что у Истца не имелось иного пригодного жилья до июня 2021 г. (заключение ВНИМИ).

В силу ст. 53 ЖК РФ, в отношении Истца также отсутствуют признаки намеренного ухудшения жилищных условий, так как квартира по <адрес> была отчуждена как общая равнодолевая собственность, на отчуждение влиял не только Истец, но и оставшиеся долевые участники (квартира принималась на правах наследования по закону).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона № 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Постановлением Правительства РФ № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 428, с последующими изменениями и дополнениями.

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

На основании изложенного, просит обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Вострецова Павла Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор<данные изъяты> паспорт: , в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольного предприятия; Обязать Министерство энергетики РФ согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта «Киселевская» в отношении Вострецова Павла Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт: , проживающего по <адрес> в рамках реализации программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска и переселения жителей с подработанных территорий. Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Вострецовым Павлом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты> паспорт: , договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольным предприятием.

Истец Вострецов П.А., а также его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по существу заявленных требований. Просят требования удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика УГР КГО – Окунцова Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать, поскольку на дату ликвидации шахты у истца имелось в собственности иное жилое помещение.

соответчик - Министерство энергетики РФ, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не направлен, причины неявки суду не известны, представили письменный отзыв (л.д.98-103), согласно которому указывают, что у истца имелось жилое помещение 1/6 доля, право прекращено, чем истец ухудшил свои жилищные условия.

третье лицо - ФГБУ «ГУРШ», о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, в суд представителя не направили, причина не явки неизвестна (90-91).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, определяются и регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» от 24.12.2004 года № 840 (в ред. от 08.08.2020 года) во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в п. 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.

К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (в ред. от 10.05.2018 года).

Согласно п. 5 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 года шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в силу п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, в том числе, является рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, лица должны не только владеть жилым помещением, получившим ущерб в результате ведения горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан) (п. 9 Правил).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более (п. 10 Правил).

Исходя из п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в п. 12 Правил.

Таким образом, из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных предприятий, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

При этом предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как было установлено, в судебном заседании, Вострецов П.А. является собственником жилого дома, распложенного в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.18), от 14.140.1996 г. Зарегистрирован в данному доме с 09.06.1991 года по настоящее время (л.д.40).

Согласно заключению СФ АО ВНИМИ от 21.06.2021 г., жилой дом по адресу <адрес> находится на подработанной территории ООО Шахта «Киселевская» и относится к подработанным ветхим домам, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящиеся к категории ветхих. Эти дома рекомендуются сносу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 (л.д.35-40).

В список граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидируемой «ООО Шахты «Киселевская» истец не включен (л.д.52-63).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Шахта «Киселевская» была ликвидирована 04.09.2015 года (л.д.76-80).

Сведения о правах Вострецова П.А. на иные объекты недвижимого имущества в архиве ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» и в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.111,112).

Согласно договору купли-продажи от 04.06.2020 г. Вострецов П.А. совместно с другими сособственниками: Ч. Т. А. Ш. Л. квартиры, расположенной в <адрес> являлся собственником доли квартиры, которая продана 04.06.2020 г. за 450 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи квартиры (л.д.19). Как пояснил истец, после продажи квартиры ее стоимость была разделена на всех шестерых сособственников, соразмерно каждому его доле.

Иного имущества в собственности истца не имеется.

Доводы ответчика о том, что истец ухудшил свои жилищные условия, и может обратиться через 5 лет, согласно ст. 53 ЖК РФ не могут быть приняты, суд исходит из того, что поскольку предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и направлено на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие основания и порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях применению к спорны отношениям не подлежат. Доводы относительно того, что истец ухудшил свои жилищные условия также не могут быть приняты, учитывая, что квартира, по <адрес> была отчуждена как общая равнодолевая собственность, на отчуждение влиял не только истец, но и остальные долевые участники (квартира принята на правах наследования по закону на шестерых наследников). Кроме того, на дату ликвидации шахта ООО «Киселевская» спорный дом, не был включен в комплексную программу, список по нему не формировался, категория не пристраивалась. Только после ликвидации угольной шахта, в 2021 году проведено обследование домов, в том числе дома по <адрес>, по результатам установлено, что дом значится в категории – ПВ – Заключение СФ ОАО ВНИМИ составлено 21.06.2021 г. При таких обстоятельствах, право гражданина на получение социальной выплаты хоть и возникло после ликвидации ООО Шахта Киселевская, но может быть им реализовано только после составления заключения СФ ОАО ВНИМИ (21.06.2021 г.).

Таким образом совокупность условий, необходимых для получения социальной выплаты, на июнь 2021 года у истца имелась.

Согласно сведений о регистрации брака, истец Вострецов П.А. состоял в зарегистрированном браке с В. брак прекращен 04.04.2017 г. (л.д.17, 26). Согласно сведениям ЕГРН, у В. отсутствует недвижимое имущество приобретенное в браке (л.д.26,27,112,113).

Из ответа СФ АО ВНИМИ следует, что в заключении СФ АО ВНИМИ от 21.06.2021 рассматривалась организационно-правовая форма ООО «Шахта Киселевская».

По Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 года № 385-ФЗ предусмотрено финансирование программы по направлению «Содействие гражданам в приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», в том числе Киселевскому городскому округу Кемеровской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Вострецова Павла Александровича к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Минэнерго России о включении в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, согласовании списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.

Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа, включить Вострецова Павла Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт: , в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольного предприятия.

Обязать Министерство энергетики РФ согласовать список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта «Киселевская» в отношении Вострецова Павла Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт: , проживающего по <адрес> в рамках реализации программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска и переселения жителей с подработанных территорий.

Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Вострецовым Павлом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, паспорт: , договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольным предприятием.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через суд принявший решение в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 июня 2023 года.

Председательствующий -             Н.А.Байскич

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.

2-1000/2023 ~ М-339/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вострецов Павел Александрович
Ответчики
УГР КГО
Министерство энергетики РФ
Другие
ФГБУ ГУРШ
Никитина Елена Валерьевна
Суд
Киселевский городской суд Кемеровской области
Судья
Байскич Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
kiselevsky--kmr.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
07.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
24.04.2023Подготовка дела (собеседование)
24.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.06.2023Предварительное судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2023Дело оформлено
26.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее