Дело № 2-1056/2021
УИД 43RS0034-01-2021-001808-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2021 года
г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т.Е.,
при секретаре Бурмистровой Д.С.,
с участием представителя истца Бородиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Запад», администрации Слободского муниципального района Кировской области об обязании разработать проекты зон санитарной охраны водозаборов и получить санитарно-эпидемиологические заключения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, указывая, что МУП ЖКХ «Запад» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения использует скважины: в с. Бобино Слободского района - №18768, №5969, №47972, №948; в д. Заборье Слободского района - №11831; в д. Зониха Слободского района - №43925, №76667; в д. Нижние Булдаки Слободского района - №3372; в д. Шихово Слободского района - №2617, №3390, №4474, №6243, №28846 (резервная), №80840; в д. Столбово Слободского района - №2259, в д. Сунцовы Слободского района - №2493, в с. Волково Слободского района - №4486, в д. Вахруши Слободского района - №4202, в д. Беляево Слободского района - №4475, в д. Ившины Слободского района - №6551; в п. Боровица Слободского района - №39692, в д. Подгорена Слободского района - №6550, в д. Осинцы Слободского района - №6089, №6087; в д. Рубежница Слободского района - №1921, в д. Логуновы Слободского района - №3202, №3579. Часть скважин находится в собственности Слободского муниципального района Кировской области и передана МУП ЖКХ «Запад» на праве хозяйственного ведения. Установлено, что на скважины в д. Шихово №2617, №3390, №4474, №6243, скважины в д. Зониха №43925, №76667, в д. Осинцы №6087, №6089, в д. Рубежница №1921, в д. Столбово №2259 проекты зон санитарной охраны отсутствуют. Ни на одну скважину, находящуюся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Запад», не получены санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны. Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов, санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, случайного или умышленного загрязнения и повреждения мест водозаборов, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, что является недопустимым. Просит суд обязать ответчиков в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:
в срок до 01 января 2022 года разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов: д. Шихово Слободского района - скважины №80840, №2617, №3390, №4474, №6243; д. Зониха Слободского района - скважины №43925, №76667; д. Ившины Слободского района - скважина №6551, п. Боровица Слободского района - скважина №39692, д. Столбово Слободского района - скважина 2259, д. Подгорена Слободского района - скважина №6550, д. Осинцы Слободского района - скважины №6089, №6087; д. Логуновы Слободского района - скважины №3202, №3579; д. Рубежница Слободского района - скважина №1921;
в срок до 01 сентября 2021 года получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов: с. Бобино Слободского района - скважины №18768, №5969, №47972, №948; д. Заборье Слободского района - скважина №11831, д. Нижние Булдаки Слободского района - скважина №3372, д. Шихово Слободского района - скважина №28846 (резервная), д. Сунцовы Слободского района - скважина №2493, с. Волково Слободского района - скважина №4486, д. Вахруши Слободского района - скважина №4202, д. Беляево Слободского района – скважина №4475.
В ходе судебного заседания Управление Роспотребнадзора по Кировской области уточнило предмет иска относительно скважин, расположенных в д. Зониха и д. Рубежница Слободского района. Поскольку МУП ЖКХ «Запад» направило в адрес Территориального отдела копию проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин №43925, №76667 в д. Зониха и №1921 в д. Рубежница, то просит суд обязать ответчиков получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны указанных водозаборов. Кроме того, истец просит установить срок для исполнения всех заявленных требований до 01 марта 2022 года (том 1 л.д. 194-195).
Представитель истца по доверенности Бородина И.В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Запад» директор Слудников М.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия. В письменном отзыве указал, что МУП ЖКХ «Запад» признает исковые требования. В целях исполнения заявленных истцом требований предприятие заключило договор подряда с ООО «Вятская Геологическая Компания» от 20 июля 2021 года, а также договор оказания услуг с ООО «Лаборатория 100». Учитывая сроки исполнения работ/оказания услуг по договорам, их стоимость, крайне тяжелое финансово-материальное положение предприятия из-за низких сборов за коммунальные услуги в период с июня по октябрь, подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов, наличия дебиторской задолженности населения за жилищно-коммунальные ресурсы свыше 10 млн. рублей, иных срочных и долгосрочных обязательств предприятия; просит предоставить отсрочку исполнения заявленных требований до 01 декабря 2022 года (том 1 л.д. 191, 99-102).
Представитель ответчика администрации Слободского района в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска к администрации Слободского района как ненадлежащему ответчику отказать. В обоснование возражений указал, что водопроводные сети и артезианские скважины переданы администрацией Слободского района в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Запад», которое владеет, пользуется и распоряжается данным имуществом в соответствии с его целевым назначением, отвечает за надлежащее содержание имущества, в том числе обязано содержать его в соответствии с установленными техническими и санитарными нормами. Муниципальное имущество, закрепленное за муниципальным предприятием, исключается из муниципальной казны муниципального образования и учитывается на балансе предприятия (том 1 л.д. 184).
В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон №52-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 19 Федерального закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 утверждены Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее – Правила).
Из пунктов 1.2, 1.3 Правил следует, что они определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно пункту 1.5 Правил ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 правил предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
В соответствии с пунктом 1.13 Правил проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
16 июня 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Запад» (далее по тексту – МУП ЖКХ «Запад») внесена запись о создании юридического лица (том 1 л.д. 103).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности предприятия является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); одним из дополнительных видов деятельности является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (том 1 л.д. 24-28).
В соответствии с Уставом в предмет деятельности МУП ЖКХ «Запад» входит оказание услуг по водоснабжению населению, а также сторонним организациям (л.д. 108-113).
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из отзывов ответчиков, а также материалов дела, в частности: паспортов на скважины №2259, №28846, постановления администрации Слободского района №914 от 30 июня 2016 года, соглашений об отступном от 31 июля 2017 года, лицензий на пользование недрами, выданных МУП ЖКХ «Запад» (том 1 л.д. 72-73, 116-120, 121, 122, 123-161); выписок из Единого государственного реестра недвижимости, договоров о закреплении за МУП ЖКХ «Запад» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01 июля 2016 года, 29 августа 2017 года, 02 октября 2017 года, 28 марта 2018 года, 20 и 21 мая 2020 года (том 1 л.д. 221- 240); передаточного акта от 17 апреля 2017 года, договора №178/2016 с прилагаемым актом от 25 августа 2016 года, актов о приеме-передаче объектов основных средств с баланса ООО «Многоотраслевое предприятие» на баланс МУП ЖКХ «Запад» от 31 июля 2017 года, 01 августа 2017 года (том 2 л.д. 1-3, 6-18); переписки между администрацией Слободского района и МУП ЖКХ «Запад» относительно процедуры регистрации права хозяйственного ведения на объекты муниципальной собственности (скважины) и сбора соответствующих документов (том 2 л.д. 19-33), все водозаборные скважины, относительно которых заявлены исковые требования, переданы администрацией Слободского района, выступающей от имени собственника имущества – муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ «Запад».
Исходя из содержания права хозяйственного ведения, суд приходит к выводу, что разработка проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин и получение санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны являются обязанностями МУП ЖКХ «Запад».
Данный вывод суда, а также факт неисполнения МУП ЖКХ «Запад» названных обязанностей подтверждается предписанием Управления Роспотребнадзора по Кировской области об устранении нарушений санитарных правил №61 от 30 октября 2020 года, выявленных в ходе проведения плановой документарной проверки МУП ЖКХ «Запад»; протоколом об административном правонарушении №115 от 30 октября 2020 года, составленным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в отношении МУП ЖКХ «Запад» по статье 6.5 КоАП РФ по итогам проведенной проверки, с которым согласился директор предприятия; постановлением по делу об административном правонарушении от 02 ноября 2020 года №20040066 о привлечении МУП ЖКХ «Запад» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ (том 1 л.д. 198-209).
Не соблюдение МУП ЖКХ «Запад» санитарно-эпидемиологических требований может привести к загрязнению мест водозаборов, создает угрозу возникновения и распространения массовых заболеваний населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах требования истца о возложении на МУП ЖКХ «Запад» обязанностей по разработке проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин и получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны подлежат удовлетворению; в иске к администрации Слободского района как ненадлежащему ответчику следует отказать.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МУП ЖКХ «Запад» следует исполнить решение, суд учитывает следующее.
20 июля 2021 года между ООО «Вятгеолком» (подрядчиком) и МУП ЖКХ «Запад» (заказчиком) заключен договор подряда №19н/21, по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика, а последний принять и оплатить работы по разработке проектов ЗСО водозаборных скважин №№2617, 3390, 4474, 6243, 80840, 6551, 39692, 6550, 3202, 3579. Цена договора составляет 159649 рублей. Пунктом 4.1 договора установлен срок выполнения подрядчиком работ - не позднее июля 2022 года (том 1 л.д. 163-164).
19 августа 2021 года между МУП ЖКХ «Запад» (заказчиком) и ООО «Лаборатория 100» (исполнителем) заключен договор оказания услуг №124/21-СЗ, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство по поручению заказчика выполнить санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектной документации – проектов зон санитарной охраны для водозаборных скважин №№ 948, 18768, 47972, 5969, 2493, 4202, 11831, 4475, 28846, 3372, 4486. Цена договора составляет 27600 рублей, срок оказания услуг – 25 рабочих дней после выполнения заказчиком обязанностей по предоплате услуг в размере 100% и предоставлению необходимых документов (том 1 л.д. 162).
МУП ЖКХ «Запад» представлены документы, их которых следует, что средняя стоимость лабораторных испытаний подземных вод составляет 20000 рублей по одному источнику водозабора; оценка запасов подземных вод на участках недр (скважины, расположенные только в д. Шихово и д. Зониха) составляет свыше 660 000 рублей (том 1 л.д. 167-170).
Учитывая объем предстоящих работ, сроки выполнения и стоимость, документы предприятия о его финансовом состоянии (том 1 л.д. 171-182); сроки выполнения работ, указанные в выданных предприятию лицензиях, суд устанавливает ответчику срок исполнения решения – до 01 декабря 2022 года, полагая данный срок разумным, не нарушающим баланса прав и обязанностей сторон.
В связи с удовлетворением иска Управления Роспотребнадзора, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу закона, с МУП ЖКХ «Запад» в доход местного бюджета на основании статьи 103 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе удовлетворить.
1. Обязать МУП ЖКХ «Запад» в срок до 01 декабря 2022 года разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов:
1) в д. Шихово Слободского района - скважина №80840, скважина №2617, скважина №3390, скважина №4474, скважина №6243;
2) в д. Ившины Слободского района - скважина №6551;
3) в п. Боровица Слободского района - скважина №39692;
4) в д. Столбово Слободского района - скважина №2259;
5) в д. Подгорена Слободского района - скважина №6550;
6) в д. Осинцы Слободского района - скважина №6089, скважина №6087;
7) в д. Логуновы Слободского района - скважина №3202, скважина №3579.
2. Обязать МУП ЖКХ «Запад» в срок до 01 декабря 2022 года получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны следующих водозаборов:
1) в с. Бобино Слободского района - скважина №18768, скважина №5969, скважина №47972, скважина №948;
2) в д. Заборье Слободского района - скважина №11831;
3) в д. Нижние Булдаки Слободского района - скважина №3372;
4) в д. Шихово Слободского района - скважина №28846 (резервная);
5) в д. Сунцовы Слободского района - скважина №2493;
6) в с. Волково Слободского района - скважина №4486;
7) в д. Вахруши Слободского района - скважина №4202;
8) в д. Беляево Слободского района - скважина №4475;
9) в д. Зониха Слободского района - скважина №43925, скважина №76667;
10) д. Рубежница Слободского района - скважина №1921.
В удовлетворении исковых требований к администрации Слободского муниципального района Кировской области отказать.
Взыскать с МУП ЖКХ «Запад» в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись Т.Е. Дурсенева
Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2021 года.
Копия верна, судья -