Дело № 12-21/2022
Р Е Ш Е Н И Е
27 июня 2022 года г.Кировград
Судья Кировградского городского суда Свердловской области Букреева Т.А.,
при секретаре Фазуловой А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» на постановление заместителя главного государственного санитарного врача в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе, заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе Л.Н.В. №09-01-34/149 от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.35 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе, заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе, Л.Н.В. №09-01-34/149 от 08.11.2021 года общество с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 6.35 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.
Данным постановлением установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Кировграда надзорной проверки в период с 09.07.2021 по 03.08.2021 года в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности ООО «ТБО «Экосервис», зарегистрированного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, 44, офис 9, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, а именно:
-в нарушение п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам. питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарноэпидемиологических (профилактических) мероприятий» утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее по тексту СанПин 2.1.3684-21) ООО «ТБО «Экосервис» не обеспечен вывоз 1 раз в сутки твердых коммунальных отходов с площадки ТКО в СНТ «Северный» г. Кировграда (отходы не вывозились в период с 28.06.2021 по 15.07.2021);
-в нарушение п. 13 СанПин 2.1.3684-21 ООО «ТБО «Экосервис»: не обеспечен вывоз крупногабаритного мусора 1 раз в 10 суток с площадки сбора ТКО, расположенной возле коллективного сада СНТ «Северный» г. Кировграда (отходы не вывозились с 28.06.2021 по 03.08.2021); а также в период с 11.06.2021 по 09.07.2021 не обеспечен вывоз крупногабаритного мусора с площадки сбора ТКО возле коллективного сада СНТ «Юбилейный» г. Кировграда.
Тем самым, в действиях юридического лица ООО «ТБО Экосервис»» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.35 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением, законный представитель юридического лица Афонина Ж.Г., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на вышеприведенное постановление, в которой указала, что считает постановление незаконным и необоснованным, поскольку согласно заключенному договору между ООО «ТБО «Экосервис» и СНТ «КС Северный» определена иная периодичность вывоза ТКО-1 раз в неделю, нежели установленный СанПиН, исходя из принятого решения самого СНТ по их фактической потребности в периодичности вывоза ТКО, что в свою очередь отвечает положениям законодательства РФ в сфере обращения с ТКО и следовательно лицо, обязанное соблюдать предельные сроки временного накопления ТКО, установленные в п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 является само СНТ «Северный», а не региональный оператор. Доказательств нарушения Обществом графика вывоза ТКО (1 раз в неделю) за период с 28.06.2021 по 15.07.2021 материалы административного дела не содержат. Претензий со стороны СНТ «Северный» в адрес Общества не поступало.
Кроме того, поскольку договором между Обществом и СНТ «Северный» согласовано лишь оказание услуг по обращению «отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) с периодичностью 1 раз в неделю, то на регионального оператора не возложена обязанность на вывоз КГО. А так же в адрес СНТ «Северный» направлялось письмо, что поскольку места для накопления крупногабаритных отходов не оборудованы, Общество не обязано ликвидировать навалы отходов, накопленные вблизи контейнерной площадки. Ссылаясь на ст. 24.7 и 13.4 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» и на пункты Правил № 1156, указывает, что расположенные на территории СНТ «Северный» четыре контейнера предназначены лишь для сбора ТКО, а для сбора КГО отсутствует обустроенное место накопления.
Аналогичным образом не согласен автор жалобы и с вмененным нарушением о невывозе в установленный срок КГО из СНТ «Юбилейный», где стороны условиями договора от 10.07.2020 исключили вывоз КГО с территории СНТ «Юбилейный» из-за отсутствия организованного места накопления крупногабаритных отходов. В последующем СНТ «Юбилейный» заключило договор на вывоз КГО со сроком действия с 01.09.2021. Следовательно, привлечение Общество к административной ответственности до указанной даты незаконно.
Считают, что само постановление от 08.11.2021 года незаконно и в действиях ООО «ТБО «Экосервис» отсутствует состав административного правонарушения, просят его отменить.
В отзыве на жалобу ООО «ТБО «Экосервис» представитель должностного лица просит оставить постановление без изменения, а доводы без удовлетворения, поскольку привлечено Общество к административной ответственности по результатам проверки прокуратуры г. Кировграда, нарушения подтверждены рапортом старшего помощника прокурора г. Кировграда Желновода Д.В., фотоматериалами и объяснениями. Несмотря на неоднократные отложения, надлежащее его уведомление, Общество так и не явилось на рассмотрение дела, не представив свои возражения.
В судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным представитель лица, привлекаемого к административной ответственности не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, добавляя к доводам жалобы, что вопросы накопления отходов, в том числе периодичность их вывоза и порядок их накопления разрешаются самостоятельно СНТ «Северный» и «Юбилейный» и не относятся к деятельности регионального оператора. А установленный СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления ТКО зачастую не отвечает интересам некоммерческих садовых товариществ в привязке к вопросу периодичности вывоза таких отходов силами регионального оператора. И СНТ сами определяют периодичность вывоза ТКО, исходя из рациональности оплаты по договору. Поэтому установленная периодичность 1 раз в неделю вывоза ТКО Обществом не нарушена. СНТ с претензиями не обращались и условия договора не оспаривали. А исключение вывоза КГО вызвано было лишь отсутствием обустроенного места накопления таких КГО. В последующем СНТ «Юбилейный» отдельно заключил договор от 13.08.2021 на вывоз КГО.
Должностное лицо, так же надлежащим образом уведомленное о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилось, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Ст. помощник прокурора г. Кировграда Желновод Д.В. просит отказать в удовлетворении доводов жалобы с дополнениями. Пояснял, что прокуратурой г. Кировграда проводилась проверка в деятельности ТБО «Экосервис», в ходе которой установлено большое образование складирования отходов у СНТ «Северный» и «Юбилейный». Были опрошены председатели данных СНТ, которые подтвердили, что оплата производится надлежащим образом, на неоднократные обращения Общество не реагирует, мотивируя невывоз отходов проблемой с техникой. Факт невывоза отходов подтвержден фотофиксацией. Площадки для сбора отходов оборудованы, ничего не препятствовало вывозу как ТГО, так и КГО. В связи с переполненностью контейнеров, граждане были вынуждены складировать отходы рядом с контейнерами. Сроки вывоза нарушены не только по СанПиН, но и по договорам.
Исследовав материалы по делу об административном правонарушении, проанализировав и оценив доказательства в совокупности между собой, суд полагает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенного по делу постановления должностного лица не имеется.
На основании ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта, исследуются иные доказательства (п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела в период с 09.07.2021 по 03.08.2021 прокуратурой г. Кировграда проводилась проверка мест накопления ТКО в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения ООО «ТБО «Экосервис», по результатам которого установлено нарушение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территории СНТ «Северный» и СНТ «Юбилейный», а именно:
-в нарушение п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 ООО «ТБО «Экосервис» не обеспечен вывоз 1 раз в сутки твердых коммунальных отходов с площадки ТКО в СНТ «Северный» г. Кировграда (отходы не вывозились в период с 28.06.2021 по 15.07.2021);
-в нарушение п. 13 СанПин 2.1.3684-21 ООО «ТБО «Экосервис»: не обеспечен вывоз крупногабаритного мусора 1 раз в 10 суток с площадки сбора ТКО, расположенной возле коллективного сада СНТ «Северный» г. Кировграда (отходы не вывозились с 28.06.2021 по 03.08.2021); а также в период с 11.06.2021 по 09.07.2021 не обеспечен вывоз крупногабаритного мусора с площадки сбора ТКО возле коллективного сада СНТ «Юбилейный» г. Кировграда.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административной правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности ООО «ТБО «Экосервис» по указанной норме.
Федеральным законом № 89 от 24.06.1998 (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) определено понятие твердые коммунальные отходы – как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. А согласно Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") "крупногабаритные отходы" – это те же твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. То есть ТКО и КГО это один класс отходов, различаемых лишь по времени их вывоза и способа складирования.
Это же следует из Письма Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" -Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), что КГО- это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. В соответствии с данными Правилами потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО. КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классифицированный каталог отходов и данный ФККО содержит перечень отдельных кодов отходов, объединенных в группы и группа отходов, объединенных кодами 7 31 ХХХ ХХ ХХ Х входит в отходы коммунальные твердые, в том числе растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками и отходы из жилищ крупногабаритные.
В связи с тем, что СНТ «Северный» и СНТ «Юбилейный» расположены в черте г. Кировграда, требования по периодичности вывоза, указанные императивно в п. 11 и 13 СанПиН 2.1.3684-21 применяются для оценки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, и лишь при расположении СНТ за пределами населенного пункта порядок вывоза ТКО определяется условиями договора с региональным оператором.
Согласно п. 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток, а при среднесуточной температуры наружного воздуха плюс 5 °C и выше - не более 1 суток.
В соответствии с п. 13 СанПиН от 28.01.2021 N 3 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
В опровержение доводов заявителя, сроки невывоза твердых бытовых отходов превышают не только сроки, установленные СанПиН 2.1.3684-21, но даже и иные согласованные договором сроки вывоза, поскольку в течение 18 дней, т. е. в период с 28.06.2021 по 15.07.2021 не вывозились ТКО с площадки отходов СНТ «Северный», а крупногабаритный мусор не вывозился с площадки СНТ «Северный» в период с 28.06.2021 по 03.08.2021, т. е. в течение 37 дней и с площадки СНТ «Юбилейный» в период с 11.06.2021 по 09.07.2021, т. е. в течение 29 дней. Данный факт подтверждается фотоматериалом и объяснениями председателей данных СНТ. Как видно на фотоизображениях площадок данных СНТ, контейнера в них переполнены, жители вынуждены были складировать отходы рядом с контейнерами на бетонные площадки. На это же указывали в своих объяснениях председатели данных СНТ. И обращается судом так же внимание, что хотя не вменено ООО «ТБО «Экосервис» в качестве нарушения не вывоз им из СНТ «Юбилейный» ТКО, однако значительная переполненность контейнерной площадки данными ТКО зафиксирована на фотоизображении.
Довод заявителя, что в связи с незаключением региональным оператором и СНТ договора на вывоз именно КГО из-за отсутствия оборудованных площадок –несостоятелен, поскольку как поясняли в своих объяснениях председатели СНТ Крамаренко М.Н. и Ракипова К.А., КГО не вывозилось с площадок лишь в период с 28.06.2021 по 03.08.2021 из СНТ «Северный» и в период с 11.06.2021 по 09.07.2021 из СНТ «Юбилейный». Их неоднократные обращения директору «ТБО «Экосервис» были проигнорированы. Опровержение данным объяснениям ни суду, ни должностному лицу не представлено.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, принимая обжалуемое постановление, должностное лицо административного органа пришло к верному выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ООО «ТБО «Экосервис» не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного должностным лицом по делу постановления.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
При определении наказания верно учтено, что ООО «ТБО «Экосервис» впервые привлекается к административной ответственности в течение календарного года, факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, наличие имущественного ущерба не доказан, нарушение устранено и применены положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением меры ответственности в виде предупреждения.
Руководствуясь главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» - оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе, заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе, Л. Н.В. №09-01-34/149 от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.35 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья: (подпись) Т.А. Букреева