Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-66/2022 (2-2936/2021;) ~ М-2409/2021 от 28.06.2021

Дело № 2-66/2022

УИД 44RS0001-01-2021-004811-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2022 года                     г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Ирины Валентиновны к УФНС России по Костромской области о защите трудовых прав,

установил:

Румянцева И.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Костромской области о защите трудовых прав, мотивируя тем, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России по Костромской области. <дата> она была уволена с занимаемой должности по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания. В период прохождения государственной гражданской службы в течение <дата> ей предоставлялся основной ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск. При этом размер компенсационных выплат при увольнении и при расчете денежного содержания за период нахождения в отпуске в <дата> ответчиком был определен неверно, поскольку не были учтены суммы разовых премий (премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда), а также суммы материального стимулирования, которые относятся к иным дополнительным выплатам. Полагает, что ответчиком неверно произведен расчет причитающихся выплат при увольнении, а именно выплаты произведены не в полном объеме. С учетом изложенного, ссылаясь положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», истец просит обязать ответчика произвести перерасчет выплаченных компенсаций с учетом материального стимулирования и осуществить выплату компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 63 781,32 руб., из расчета 4*(6 245,33 руб. (материальное стимулирование квартальное) + 9 700 руб. (материальное стимулирование ежемесячное), денежного содержания за период нахождения в отпуске в сумме 26 198,53 руб., а также выплатить материальное стимулирование за <дата> года.

В процессе рассмотрения дела истец Румянцева И.В. исковые требования уточнила, в окончательном виде просит взыскать с УФНС России по Костромской области в ее пользу невыплаченную сумму в размере 105 979,85 руб., состоящую из невыплаченной суммы компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 63 781,32 руб., невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3 265,26 руб., недоплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в <дата> в размере 22 933,27 руб., невыплаченной суммы материального стимулирования за <дата> года в размере 16 000 руб. Кроме того, просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда, восстановить пропущенный срок на обращение в суд за разрешением трудового спора о невыплате в полном объеме суммы денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, ссылаясь на то, что направляла в адрес ответчика претензию с требованием осуществить выплату недоначисленных денежных сумм и полагала, что ее требования будут удовлетворены УФНС России по Костромской области в добровольном порядке.

В судебное заседание истец Румянцева И.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик УФНС России по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В прошлом судебном заседании представитель ответчика Ершова Т.Н. исковые требования не признала, указала, средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не могут учитываться при определении сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и при расчете сумм отпускных при ежегодном и дополнительном оплачиваемых отпусках, поскольку не предусмотрены в денежном содержании сотрудников ФНС согласно статье 50 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным федеральным законом определено, что спорные выплаты рассчитываются исключительно исходя из сумм денежного содержания, которые, в свою очередь, формируются из денежных средств, перечень видов которых исчерпывающий (закрытый) и не включает в себя средства материального стимулирования. Отметила, что механизм распределения бюджетных ассигнований за <дата>, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, определен в Приложении № 1 к протоколу заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2-дсп от <дата>. В соответствии с пунктом 3 раздела II указанного механизма решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты средств материального стимулирования за расчетный период, по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа. На заседании Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области, состоявшемся <дата>, принято решение о том, что сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным <дата> по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе выплату средств материального стимулирования не производить. В этой связи полагала, что требования истца о взыскании в ее пользу невыплаченной суммы материального стимулирования за <дата> года удовлетворению не подлежат. Кроме того, указала, что истцом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в <дата> в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>. Также полагала неподлежащими удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, указав, что стороной истца не представлено доказательств, причинения ей нравственных и физических страданий.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом в силу абз.7 ч.2 ст.22 названного Кодекса работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ, днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) - ч.ч.1- 2 ст. 50 данного Федерального закона.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 данного Федерального закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Румянцева И.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России по Костромской области на основании служебного контракта от <дата> в должности ведущий специалист – эксперт отдела учета и работы с налогоплательщиками.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России по Костромской области от <дата> с Румянцевой И.В. служебный контракт от <дата> расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ – сокращение должностей гражданской службы в государственном органе.

При увольнении истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 107 765,08 руб., компенсация за неиспользованный отпуск – 5 302,03 руб.

Также в период работы Румянцевой И.В. предоставлялись отпуска и выплачены суммы денежного содержания в периоды: с <дата> по <дата> – 16 816,43 руб., с <дата> по <дата> – 10 815,96 руб., с <дата> по <дата> – 8 426,04 руб.

При этом, исходя из расчетных листков по заработной плате за <дата> годы, Румянцевой И.В. получены суммы материального стимулирования за предыдущие <дата> месяцев в сумме 74 944 руб., в том числе: <дата> года – 19 305 руб., <дата> – 16 844 руб., <дата> – 22 163 руб., <дата> – 16 632 руб.; материальное стимулирование (сверх фонда) за предыдущие <дата> месяцев в сумме 112 700 руб., в том числе: <дата> – 30 000 руб., <дата> – 27 400 руб., <дата> – 9 100 руб., <дата> – 8 500 руб., <дата> – 9 100 руб., <дата> – 7 800 руб., <дата> – 9 400 руб., <дата> года – 11 400 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Румянцева И.В. указала, что при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией не было учтено полученное ею материальное стимулирование.

Согласно представленному истцом расчету, ответчиком не выплачена сумма компенсации при увольнении в размере 63 781,32 руб., сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3 265,26 руб., а также сумма денежного довольствия при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в <дата> в размере 22 933,27 руб.

Представленный истцом расчет является арифметически верным, ответчиком не оспорен, контррасчет в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлен.

Согласно позиции ответчика по делу, суммы материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем не могут учитываться при исчислении компенсационных выплат в связи с увольнением, а также в связи с предоставлением отпусков.

Оценивая доводы ответчика, суд учитывает, что из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваемое государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно учитываться при расчете спорных выплат.

Согласно представленным в дело документам на выплату материального стимулирования, они осуществлялись в качестве стимулирования работников налогового органа за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России Костромской области, повышение налогового администрирования. Выплаты осуществлялись за счет бюджетных ассигнований, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда за соответствующий год. Средства материального стимулирования выплачивались, исходя из оценки эффективности деятельности инспекции.

Указанные премии выплачивались за высокие результаты труда, то есть, по сути, за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата премий и материального стимулирования производилась систематически, а не разово.

Как следует из разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 15.07.2014 №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7», в соответствии со ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона № 79-ФЗ, Минфин России полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением №238-7.

Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.

Как следует из разъяснений, приведенных в письме Минтруда России от 05.05.2021 №14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих», в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

С учетом приведенных положений нормативно-правовых актов и разъяснений суд находит заявленные истцом требования о взыскании невыплаченных сумм компенсации при увольнении в размере 63 781,32 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3 265,26 руб. и денежного довольствия при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за период с <дата> по <дата> в размере 5 635,95 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования Румянцевой И.В. о взыскании с ответчика денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска с <дата> по <дата> в сумме 10 399,64 руб. и с <дата> по <дата> в сумме 6 897,68 руб., суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд с указанными требованиями.

Согласно ч. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как следует из материалов дела, выплата денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска с <дата> по <дата> произведена истцу в <дата>, с <дата> по <дата><дата>.

Согласно штемпелю на конверте настоящее исковое заявление направлено в суд <дата>.

Таким образом, как верно указал ответчик, установленный законом годичный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истцом пропущен.

В соответствии с ч. 5 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В абз. 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствовавших своевременно обратиться в суд с настоящим иском, Румянцевой И.В. не представлены.

Доводы истца об уважительности пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском ввиду досудебного обращения к работодателю с претензий, безосновательны, направление в адрес работодателя претензии не свидетельствует об уважительности пропуска истцом срока на обращение в суд, поскольку по данной категории дела не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, обстоятельств, объективно препятствовавших обращению в суд за защитой нарушенного права в, у истца не имелось. Об иных уважительных причинах пропуска истцом не указано, таких причин не установлено судом при разбирательстве дела.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования Румянцевой И.В. о взыскании с ответчика денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска с <дата> по <дата> в сумме 10 399,64 руб. и с <дата> по <дата> в сумме 6 897,68 руб. удовлетворению не подлежат.

Не усматривает суд оснований и для удовлетворения исковых требований о взыскании с УФНС России по <адрес> невыплаченного материального стимулирования за <дата>.

Механизм распределения бюджетных ассигнований за 4 квартал 2020 года, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, определен в Приложении к протоколу заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2 дсп от <дата>.

В соответствии с п. 3 раздела II Механизма распределения «Алгоритм выплаты материального стимулирования» решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенных из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты CMC за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа.

Как следует из протокола заседания Комиссии УФНС России по Костромской области по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по Костромской области за <дата> года от <дата> дсп пункта 2, комиссией рассмотрен вопрос о выплате сумм материального стимулирования сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным <дата> по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ № 79-ФЗ), принято решение: «Сотрудникам налоговых органов Костромской области, уволенным <дата> по причине сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ N 79-ФЗ), выплату CMC не производить».

Поскольку решение о выплате материального стимулирования в отношении истца не принималось, сумма материального стимулирования за <дата> в отношении уволенных служащих не рассчитывалась, оснований для взыскания в пользу Румянцевой И.В. средств материального стимулирования за <дата> в размере 16 000 руб. не имеется.

Согласно положениям ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, то есть по смыслу указанной правовой нормы при любом нарушении предусмотренных трудовым законодательством прав работника презюмируется причинение ему работодателем морального вреда, размер компенсации которого определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

В п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что поскольку Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

По смыслу указанных правовых норм при установлении факта нарушения трудовых прав работника презюмируется факт причинения ему морального вреда, следовательно, подлежат удовлетворению требования работника о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, размер которой определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое достоверное подтверждение факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд с учетом фактических обстоятельств дела, характера нарушения трудовых прав истца и требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с УФНС России по Костромской области в пользу Румянцевой И.В. 6 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Румянцевой Ирины Валентиновны к УФНС России по Костромской области о защите трудовых прав удовлетворить частично.

Взыскать с УФНС России по Костромской области в пользу Румянцевой Ирины Валентиновны невыплаченную сумму компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 63 781,32 руб., невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск – 3 265,26 руб., сумму недоплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в <дата> – 5 635,95 руб., компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Румянцевой Ирине Валентиновне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2022 года.

2-66/2022 (2-2936/2021;) ~ М-2409/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Румянцева Ирина Валентиновна
Ответчики
УФНС России по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.09.2021Предварительное судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022Дело оформлено
04.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее