УИД: 38RS0017-01-2024-000552-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2024 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Филончук Е.С.,
при секретаре судебного заседания Перфильевой Я.Ю.,
с участием истца Макаровой Е.Г.,
представителя ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» Ерастовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-537/2024 по исковому заявлению Макаровой Е.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакина Артёма Евгеньевича, к областному государственному бюджетному учреждению «Управлению социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство на получение социальной выплаты,
установил:
Макарова Е.Г., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакин А.Е. обратились в суд с иском, указав, что на основании договора социального найма, который был заключен с ныне умершим Бурмакиным Е.В., который приходился ей супругом и отцом ее детей, предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>. Макарова Е.Г. проживает в указанной квартире со своими детьми Бурмакиными. В период с дата обезличена по дата обезличена в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в <адрес обезличен>, вызванным сильными дождями, произошло затопление <адрес обезличен>, в том числе от затопления пострадала их квартира, получила повреждения в виде деформации полов, перекоса дверей, трещин в стенах. Однако постановлением Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена жилой <адрес обезличен> был признан ограниченно-годным для эксплуатации и нуждающимся в капитальном ремонте. В последующем дом и их квартира продолжали разрушаться, проживание в доме стало опасным для жизни и здоровья жителей дома, поэтому собственники обратились в специализированную организацию для дополнительного обследования <адрес обезличен>. дата обезличена обследование дома было проведено ООО «ЦЭОиК «Сампад» и на основании заключения специалиста данной организации межведомственной комиссией Нижнеудинского муниципального образования <адрес обезличен> был признан аварийным и подлежащим сносу, причиной явилось аварийное замачивание грунтов основания дома во время паводка в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в городе Нижнеудинске с дата обезличена по дата обезличена. Постановление о признании многоквартирного <адрес обезличен> аварийным и подлежащим сносу было вынесено администрацией Нижнеудинского муниципального образования дата обезличена номер обезличен. После этого дата обезличена она обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, но ей было отказано в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Предоставленная по договору социального найма квартира является их единственным жильем.
В связи с чем истцы просят суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от дата обезличена номер обезличен об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать за ними право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 года; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче им свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
дата обезличена определением суда произведено процессуальное правопреемство, в гражданском деле номер обезличен заменен ответчик ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» на его правопреемника – областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» (далее – ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району»).
Кроме того, дата обезличена протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нижнеудинского муниципального образования.
дата обезличена комитет по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования обратился в суд с иском к Макаровой Е.Г., Бурмакин Н.Е., Бурмакин А.Е., Бурмакин И.Е., Кузьменкова (Бочарникова) М.А. о признании утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>. Гражданскому делу присвоен номер обезличен.
Определением суда от дата обезличена гражданские дела номер обезличен, номер обезличен объединены в одно производство.
После объединения дел на основании определения суда от дата обезличена производство по гражданскому делу номер обезличен в части исковых требований комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования к Макаровой Е.Г., Бурмакин Н.Е., Бурмакин А.Е., Бурмакин И.Е., Кузьменкова (Бочарникова) М.А. о признании утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, прекращено в связи с отказом истца от указанных исковых требований.
дата обезличена протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец Макарова Е.Г., действующая за себя и за своих несовершеннолетних детей, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что обратившись в учреждение с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией ею, как действующей за себя и за своих детей, были представлены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие, что спорное жилое помещение было утрачено в результате паводка в июне 2019 года. В отношении доводов стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты сторона истца полагает, что срок пропущен не по её вине, так последняя комиссия была в дата обезличена году, а признали дом аварийным в дата обезличена году.
В судебное заседание истцы Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив соответствующие заявления.
В судебном заседании представитель ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» Ерастова Л.В., действующая на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных статьей 54 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ), исковые требования не признала, суду пояснила, что отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения в Нижнеудинском районе» является законным и обоснованным, поскольку по информации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь межу наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов многоквартирного жилого дома. С заявлением о выдаче свидетельства истцы обратились только дата обезличена, до указанного времени заявлений на выплату от нее не поступало, оснований для восстановления срока для обращения не имеется, поскольку указанный срок восстановлению не подлежит.
В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице своего представителя не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено, представило возражения на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, гражданское дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В обоснование возражений указало, что определить причинно-следственную связь между наводнением и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания межведомственной комиссии не представляется возможным, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Кроме того, предоставление социальной выплаты носит исключительно заявительный порядок.
Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в письменных возражениях просило отказать в удовлетворении требований, указав, что не затрагивает интересы истцов в связи с чем не является ответчиком по делу.
Ответчик Министерство Финансов Российской Федерации извещено судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки представителя ответчика суду не сообщило.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Нижнеудинского муниципального образования не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведений о причинах неявки не представил.
Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от дата обезличена № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте «в» статьи 8 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ).
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ от дата обезличена), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от дата обезличена, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от дата обезличена).
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ от дата обезличена органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
дата обезличена указом Губернатора Иркутской области номер обезличен-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут дата обезличена введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
Постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
дата обезличена Постановлением Правительства Российской Федерации номер обезличен утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки» гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 2 Положения социальные выплаты предоставляются на следующие цели: 1) приобретение или строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; 2) капитальный ремонт жилого помещения гражданами, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных или поврежденных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания (подпункт 1 пункта 6 Положения).
В силу пункту 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 4 Положения).
Пунктом 11 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия органом соцзащиты решения об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки (в ред. от дата обезличена)) предусмотрено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до дата обезличена включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок до дата обезличена включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Условием предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является, в частности, признание факта утраты жилых помещений в установленном порядке.
Согласно пунктам 11, 12 Положения граждане в целях выдачи свидетельства обращаются в установленным срок с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.
К заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; 3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи); 6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью; 8) решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между администрацией Нижнеудинского муниципального образования и Бурмакиным Е.В. (наниматель) заключен договор социального найма, согласно которому нанимателю и членам его семьи (Бурмакиной Е.Г., Бочарниковой М.А., Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Крайновой И.В., Крайнову А.Е.) предоставлена <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, в постоянное бессрочное пользование.
Наниматель Бурмакин Е.В., дата обезличена г.р., умер дата обезличена, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-СТ номер обезличен.
Истец Бурмакина Е.Г. дата обезличена заключила брак с Макаровым С.П., ей присвоена фамилия супруга - Макарова.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен определены границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, в которые входит многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу.
дата обезличена истцы обратились с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного и расположенного по адресу: <адрес обезличен>, жилого помещения.
Как установлено п. п. 17, 22 - 23 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в п. 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение (государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства) принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
Решение о выдаче свидетельства, а также материалы в день принятия решения о выдаче свидетельства направляются учреждением в министерство социального развития.
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.
Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства в силу пункта 18 Положения являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Решением ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» от дата обезличена номер обезличен Макаровой Е.Г. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Положения. О принятом решении заявители были проинформированы путем направления соответствующего Уведомления от дата обезличена номер обезличен, в котором указано, что по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования, на запрос учреждения, межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Кроме того, согласно п. 11 Положения предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, обратившимся в учреждение в срок до дата обезличена, за исключением граждан, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты в срок до дата обезличена. Заявитель обратилась в учреждение с заявлением дата обезличена.
Макарова Е.Г., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакин А.Е., полагая отказ незаконным, поскольку принадлежащее им жилое помещение утрачено в результате чрезвычайной ситуации, обратились в суд с настоящим иском.
Принимая во внимание вышеизложенные основания для отказа истцам в выдаче свидетельства, в том числе со ссылкой на пропуск установленного пунктом 11 Положения срока, суд приходит к выводу, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является обращение гражданина за предоставлением меры социальной поддержки в срок, установленный в пункте 11 Положения.
Постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп в ред. Постановления Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до дата обезличена.
С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты истцы обратились дата обезличена.
На момент обращения Макаровой Е.Г. (нанимателя по договору социального найма спорного жилого помещения <адрес обезличен> многоквартирном жилом <адрес обезличен>) дата обезличена в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о предоставлении социальной выплаты Постановление Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп действовало с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп (период действия дата обезличена по дата обезличена), в пункте 11 которого указано, что:
в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до дата обезличена включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 (указанные в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты) настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок до дата обезличена включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
В отношении истцов решений о признании за ними права на получение социальной выплаты судом не принималось.
Право на обращение лиц с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, на основании повторного обследования жилого помещения постановлением Правительства Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-пп из постановления номер обезличен-пп исключено.
Следовательно, установленный пунктом 11 вышеназванного положения для граждан, право на получение социальной выплаты которых возникло на основании повторного обследования жилого помещения срок подачи заявления о выдаче свидетельства до дата обезличена является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права.
Только при соблюдении вышеуказанного условия, при обращении гражданина с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в порядке, установленным Положением, может быть признано право гражданина на предоставление социальной выплаты.
Согласно п. 2 ст. 9 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при нереализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределенности для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.
Обращение истцов в учреждение после обследования жилого дома и вынесения заключения межведомственной комиссией состоялось дата обезличена, то есть за пределами срока, предусмотренного Положением (дата обезличена). Данный срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, применение последствий его пропуска не зависит от наличия или отсутствия заявления ответчика о его пропуске.
Доказательств обращения истцов с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, до дата обезличена, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что поскольку предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем неоднократно продлялся, является достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, учитывая, что срок для обращения с заявлением о получении социальной выплаты Макаровой Е.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакин А.Е., пропущен, а обращение позже указанного в Положении срока является основанием для принятия уполномоченным учреждением решения об отказе в выдаче свидетельства, следовательно, основания для вывода о нарушении ответчиками соответствующих прав истцов и для возложения на них обязанности по принятию решения о выдаче свидетельства и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, у суда отсутствуют.
Кроме того, у истца и её несовершеннолетних детей не имеется правоустанавливающих документов о принадлежности ей и её несовершеннолетним детям на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности квартиры по адресу: <адрес обезличен>. Макарова Е.Г. и её несовершеннолетние дети не являлись и не являются собственниками спорного жилого помещения, проживают в аварийном жилом помещении по договору социального найма, а значит, имеет место быть иной порядок обращения за мерами социальной поддержки.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Макаровой Е.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакин А.Е. к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Макаровой Е.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Бурмакин Н.Е., Бурмакин И.Е., Бурмакина А.Е., к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство на получение социальной выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Филончук
Решение в окончательной форме принято судом дата обезличена.