УИД 59RS0010-01-2023-000915-20
Дело № 2-651/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Барда 12 декабря 2023 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Махмудовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Бигаевой Э.С.,
с участием помощника прокурора Бардымского района Акманаева В.Ф.,
представителя ответчика Сакаева В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бардымского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обустроить тротуарами автомобильную дорогу и составить технический паспорт на автомобильную дорогу, расположенную по <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обновить (изменить) технический паспорт автомобильной дороги, расположенной по <адрес> с указанием категории дорог.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района в связи с поступлением обращений к.г. об отсутствии тротуаров вдоль дорог улиц <адрес> муниципального округа и а.р. о плохом качестве дороги по <адрес> проведена проверка соблюдения Администрацией Бардымского муниципального округа Пермского края законодательства в сфере безопасности дорожного движения, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. При этом было установлено, что автомобильная дорога по <адрес> имеет твердое (асфальтобетонное) покрытие, однако в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 не обустроена тротуарами для пешеходов, не составлен технический паспорт на данную дорогу. В отношении автомобильной дороги на <адрес> составлен технический паспорт без указания на ее категорию. В связи с чем внесено преставление главе администрации Бардымского муниципального округа, но меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Акманаев В.Ф. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сакаев В.Р. исковые требования признал в полном объеме, однако просит установить срок исполнения решения суда в части обновления (изменения) технического паспорта до одного года, поскольку данные расходы в бюджет на этот год не включены, в следующем году необходимо обращаться в Думу для выделения средств, это занимает время, кроме того, при производстве работ необходимо произвести съемку местности, что необходимо сделать в летнее время.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 1 Закона № 196-ФЗ основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) одним из полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 4 ст. 17 Закон №257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В силу ч. 10 ст. 6 Закона №57-ФЗ к собственности муниципального образования относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м. Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4.2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 1004-ст, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.
Из письменных материалов дела следует, что по обращению к.г. и а.р. прокуратурой Бардымского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога по <адрес>, которая является собственностью муниципального образования Бардымский муниципальный округ Пермского края, имеет твердое (асфальтобетонное) покрытие, однако в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 не обустроена тротуарами для пешеходов. Также в нарушение требований Межгосударственного стандарта ГОСТ 33388-2015 и Правил подготовки документации по организации дорожного движения администрацией Бардымского муниципального округа не составлен технический паспорт на данную автомобильную дорогу, а также не утвержден проект организации дорожного движения. Кроме того в отношении автомобильной дороги, расположенной по <адрес>, которая также является собственностью Бардымского муниципального округа, составлен технический паспорт на данную автомобильную дорогу, однако нарушение в требований п.9.5 ГОСТ 33388-2015 нет указания на её категорию.
По результатам данной проверки прокуратурой Бардымского района ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации Бардымского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а именно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. (л.д.10-14)
Из ответа заместителя главы администрации Бардымского муниципального округа по развитию территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено. Дорога на <адрес> с асфальтовым покрытием в нормативном состоянии. На данной улице находится МАОУ «Елпачихинская СОШ", структурное подразделение детского сада, проходимость пешеходов, автомобилей по данной улице высокая. На основании Уведомления о приеме заявок на предоставление субсидии из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий с участием средств самообложения граждан от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-53-03.12-44 в 2025 году предусмотрено устройство тротуара. Дорога на <адрес> с гравийным покрытием также в нормативном состоянии. До настоящего времени обращений о необходимости устройства тротуаров по данной улице не было. При проведении встреч, собраний, сходов с жителями будет предложено участие в программах инициативного бюджетирования, самообложения граждан. Работа по разработке технических паспортов и проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД) администрацией Бардымского муниципального округа ведется. В 2021 году разработаны технические паспорта на 6 (шесть) автомобильных дорог улиц <адрес> протяженностью 6,920 км, в 2022 году - 11 дорог на 9,622 км. Разработаны ПОДД в 2021 году на 26 дорог, протяженностью 19,566 км, в 2022 году - 22 дороги на 12,812 км. Разработка технических паспортов и ПОДД на автомобильные дороги, в том числе и названные, планируется, но в связи с большими финансовыми затратами приводится поэтапно. (л.д.15)
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Невыполнение администрацией Бардымского муниципального округа мероприятий по содержанию автомобильной дороги по <адрес> и отсутствие обустроенных тротуаров, создает реальную угрозу для жизни, здоровья граждан, так как одной из основных причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, в том числе в виде наезда на пешеходов, является несвоевременное принятие мер по содержанию автодорог, обустройству тротуаров. Также несоставление технического паспорта на данную автомобильную дорогу нарушает требования Межгосударственного стандарта ГОСТ 33388-2015 и Правил подготовки документации по организации дорожного движения. А также
составление технического паспорта на автомобильную дорогу по <адрес>, без указания на категорию нарушает требования п.9.5 ГОСТ 33388-2015. Вышеуказанные нарушения являются недопустимыми, влекут ограничение прав граждан на безопасное дорожное движение.
Ответчиком не предоставлено суду никаких доказательств принятия мер для устранения указанных нарушений.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
При этом, суд считает обоснованными доводы ответчика о необходимости увеличения срока для исполнения решения суда в части требования об обновлении (изменении) технического паспорта автомобильной дороги по <адрес> с указанием категории дорог, поскольку для проведения данных работ требуется более длительное время, чем указано в иске. Указанный в иске срок – в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд считает недостаточным, что не позволит провести работы. В связи с чем, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Бардымского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу: обустроить тротуарами автомобильную дорогу, расположенную по
<адрес>, составить технический паспорт на автомобильную дорогу, расположенную по <адрес>, обновить (изменить) технический паспорт автомобильной дороги, расположенной по <адрес> с указанием категории дорог.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья : А.Р.Махмудова