РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2014 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: судьи Сусловой А.В., с участием представителя истца Мусиной Н.И., представителя ответчика Бабкиной С.Н., при секретаре Золотухиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-481/2014 по исковому заявлению Попова ФИО10 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Попов А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, указывая в обоснование исковых требований, что он работал в Варьеганском производстве по подготовке и компримированию газа ПО «<данные изъяты>» в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и отказано во включении указанного периода его работы в стаж по причине отсутствия документального подтверждения полной занятости в производстве переработки нефти, газа, газового конденсата, а также в связи с отсутствием в индивидуальных сведениях кода «особые условия труда». Периоды его работы подтверждены записями в трудовой книжке, копией личной карточки, в которой имеются сведения о предоставлении ему ежегодных отпусков. Штатным расписанием предприятия на 1985-1993 годы предусмотрена профессия <данные изъяты>, которая отнесена к категории рабочие, работа связана с вредными условиями труда и с увеличением оклада (тарифа) за вредность. Сведениями о заработной плате подтвержден факт его занятости в течение полного рабочего дня, ему производилась доплата за вредные условия труда. Рабочим местом прибориста являются технологические установки цеха очистки газа от сернистых соединений, работа представляет собой регулировку и наладку на процессорах всех систем регуляторов на технологических установках, насосных и компрессорных отделениях, трубопроводах, корректировку показаний приборов в рабочих условиях. Просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы на <данные изъяты> по подготовке и компримированию газа в должности <данные изъяты> (л.д. 4-8).
Впоследствии истец представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать ответчика зачесть период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда (л.д. 82).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что работа может быть засчитана в льготный стаж только при условии занятости полный рабочий день в определенных производствах переработки нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца. Для подтверждения характера выполняемых работ предоставляются справки и иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, на основании документов, из которых можно установить период работы в определенной профессии или должности и (или) на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, справка должна содержать сведения о занятости полный рабочий день на льготной работе и отсутствии периодов, которые не включаются в льготный стаж. В трудовой книжке истца имеются записи о работе в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>. Записи в трудовой книжке и представленные истцом документы не содержат подтверждения характера производства и не могут являться основанием для зачета спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 93-95).
В судебном заседании истец Попов А.А. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 162), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 165).
С учетом требований ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Мусина Н.И., действующая на основании ордера (л.д. 86), полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку представленными истцом доказательствами подтверждается факт его работы в должности <данные изъяты>, связанной с тяжелыми и вредными условиями труда, в течение полного рабочего дня, о чем свидетельствует начисление ему заработной платы с учетом доплаты за работу во вредных условиях труда.
В судебном заседании представитель ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Бабкина С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 99), привела доводы, аналогичные изложенным в возражении на исковое заявление, полагала возможным включение периода работы истца в качестве прибориста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда, в удовлетворении остальной части исковых требований просила отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее по тексту – Список).
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком.
Разделом ХII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», в подразделе 3 «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» указанного Списка предусмотрена профессия прибористы, занятые обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение (код 2130301а-17150), работа по которой дает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях.
В разделе ХIII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, профессия прибориста не предусматривалась.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, согласно которому основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 15 указанного Разъяснения, работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
Как следует из записей в трудовой книжке истца Попова А.А., ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в производственное объединение <данные изъяты>» <данные изъяты> на <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> в службу <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ истец переведен <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ истец переведен <данные изъяты>; уволен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-19).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком разъяснено истцу об отсутствии оснований для зачета указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой с вредными условиями труда, в связи с отсутствием в представленной архивной справке сведений о занятости в производстве переработки нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца, о занятости обслуживанием и ремонтом КИПиА непосредственно в местах их установки, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение (л.д. 20-21).
Согласно копиям устава <данные изъяты><данные изъяты> свидетельства о государственной регистрации производственного объединения «<данные изъяты>, одними из основных видов деятельности предприятия являлись переработка нефтяного попутного газа и транспортировка продуктов его переработки (л.д. 100-112, 113-119, 120).
Штатным расписанием рабочих <данные изъяты> утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены должности <данные изъяты>, которым была установлена повременно-премиальная система оплаты труда, с доплатой за вредные условия труда (л.д. 121-132).
Согласно копии перечня профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> установлена доплата за вредные условия труда в размере <данные изъяты> % (л.д. 133-134).
Архивными справками архивного отдела администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено наличие в архивном фонде личной карточки Попова А.А., содержащей сведения о приеме истца на работу, переводах и увольнении, а также ряд структурно-организационных изменений предприятия (л.д. 24-25, 135-150), документы, являющиеся основанием для подтверждения особого характера работы, на муниципальное хранение не поступали (л.д. 24-25).
В копии личной карточки содержатся сведения, аналогичные записям в трудовой книжке истца, при этом сведения о предоставлении истцу отпусков без сохранения заработной платы и иных периодов, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отсутствуют (л.д. 26).
Согласно архивной справке архивного отдела администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за период работы Попова А.А. в <данные изъяты> имеются начисления заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ, нет начислений заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, начисления за август, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ внесены в ведомости двумя суммами (л.д. 27).
Согласно справке архивного отдела администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, документы производственного объединения «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на хранение не поступали (л.д. 28).
В сведениях о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ период работы истца Попова А.А. в должности <данные изъяты> в производственном объединении «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан работодателем с кодом особых условий труда 2130301а-17150, что соответствует Списку № 2 (л.д. 22-23).
Оценив в совокупности исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом суд учитывает, что представить ответчику иные документы, подтверждающие характер и условия его работы в указанный период, истец не имеет возможности, что не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истца, принимая во внимание, что факт полной занятости истца в данный период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда подтвержден как записями в трудовой книжке и личной карточке истца, из которых не усматривается, что истец был принят на работу на условиях неполного рабочего времени, сведениями о начислении заработной платы, так и другими доказательствами по делу, и доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части включения в льготный стаж периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, поскольку суду не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период истец был занят обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, при том, что работодателем данный период работы не подтвержден в сведениях о трудовом стаже истца как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 22-23).
Представленные суду справки, уточняющие особый характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, в отношении других работников производственного объединения «<данные изъяты>», и сведения о назначении им пенсии (л.д. 151-158), не подтверждают характер и условия труда истца в указанный период, кроме того, как пояснил истец в предварительном судебном заседании, в цехе социального развития в качестве прибориста он работал один, выполняя работу по обслуживанию теплиц, газовых котлов (л.д. 159-160).
Ссылка представителя истца на перечень профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принята судом во внимание, поскольку данный перечень не подтверждает факт установления истцу доплаты за работу с вредными условиями труда после его перевода в цех соц. развития (л.д. 133-134), произведенные представителем истца расчеты (л.д. 64-65, 166) также не свидетельствуют о начислении истцу в указанный период заработной платы в повышенном размере, в связи с работой с вредными условиями труда.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова ФИО11 – удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный <адрес> - Югры зачесть период работы Попова ФИО12 в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с работой с вредными и тяжелыми условиями труда.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 23 мая 2014 года, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья /подпись/ А.В. Суслова