Дело № 5-468/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 августа 2019 года с. Айкино
Судья Усть-Вымского районного суда Моисеева М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Осташова Д. А., <Дата> года рождения, уроженца <Адрес>, ............, привлекаемого к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> в суд предоставлен административный материал о привлечении Осташова Д.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участите Осташова д.А. при рассмотрении дела осуществлено путем использования системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении дела Осташов Д.А. указал, что протокол составлялся без его участия, копию протокола не получал, материалы дела не видел и не знает по какому поводу составлен протокол об административном правонарушении. Переданная судом копия административного материала, была забрана сотрудниками колонии и до настоящего момента не возвращалась, поэтому ознакомится не смог.
В судебном заседании <Дата> Осташов Д.А. изъявил желание воспользоваться услугами защитника – его супруги Ф.И.О., в связи с чем судебное заседание было отложено для предоставления Осташову Д.А. возможности воспользоваться услугами указанного им защитника и обеспечить его явку в судебное заседание. Однако указанный защитник в судебное заседание не явился.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании <Дата> пояснил, что протокол составлялся в присутствии Осташова Д.А., но доказательств этого у него нет, копия протокола Осташову Д.А. не вручалась.
Заслушав объяснения Осташова Д.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
При составлении протокола физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <Дата> (время составления не указано) в отношении Осташова Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела Осташов Д.А. последовательно утверждал, что протокол составлялся без его участия, копию протокола не вручали, материалы дела не видел и не знает по какому поводу составлен протокол об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол, указал, что протокол составлялся в присутствии Осташова Д.А. в кабинете начальника, но доказательств этого нет. При этом, не отрицал, что копия протокола Осташову Д.А. не вручалась.
В протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на присутствие при его составлении Осташова Д.А.
Кроме того, в имеющемся в материалах дела акте от <Дата>, указано, что Осташов Д.А. через форточку для приема пищи камерной двери был ознакомлен с актом <Номер> от <Дата> о нарушении установленного порядка, при этом время ознакомления указано 12 часов 10 минут, а в акте <Номер> время нарушения указано 15 часов 27 минут, то есть ознакомление произведено ранее совершения нарушения.
Таким образом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были, что является существенным нарушением процессуальных требований и в соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой протокол об административном правонарушении признается полученным с нарушением закона, следовательно, является недопустимым доказательством.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, и протокол признан недопустимым доказательством по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
прекратить производство по делу о привлечении Осташова Д. А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня его вручения.
Судья - М.А. Моисеева