Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1160/2023 ~ М-837/2023 от 26.06.2023

УИД 05RS0029-01-2023-001318-27

№ 2-1160/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2023 г.                                  с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Саидовой Д.М.,

с участием помощника прокурора Карабудахкентского района Керимовой Н.Р., представителя ответчика Гаджиева Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк», администрации МР «Карабудахкентский район» о возложении обязанности на ответчика по принятию меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - водохранилища на р. Хала-Горк Карабудахкентского района,

установил:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гидротехнических сооружений в деятельности МКУ «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» муниципального района «Карабудахкентский район», согласно которой Управлением на гидротехническое сооружение не разработана декларация безопасности гидротехнического сооружения; не проведено предшествующее разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения обследование, правила эксплуатации ГТС в установленном порядке не разработаны и не согласованы, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС. В нарушение требований федерального законодательства Управлением осуществляет эксплуатацию вышеуказанного ГТС в отсутствие расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. С целью устранения обозначенных нарушений закона межрайпрокуратурой в адрес Управления 11.05.2022 за № 02-08-2022 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. До настоящего времени нарушение не устранены. Потому просит суд возложить обязанность на муниципальное казенное учреждение «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» муниципального района «Карабудахкентский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - водохранилище на р. Хала-Горк Карабудахкентского района, а именно: провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке; произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке; утвердить и согласовать с Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения; обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения; разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.

Помощник прокурора Карабудахкентского района Керимова Н.Р., в судебном заседании исковые требования поддержала полностью и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель МКУ «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» Гаджиев Г.Р. заявленные требования признал частично, при этом указал, что водохранилище на р. Хала-Горк финансируется из бюджета Карабудахкентского района.

Представитель ответчика администрации МР «Карабудахкентский район», третьего лица Кавказское управление Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, хотя были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, которые Управлением должным образом не осуществляются.

Так, согласно ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности является декларация безопасности гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, которое устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

В силу п. 2 Положения декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

Положениями ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ определено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 4 Положения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 462 утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), которые устанавливают структуру и состав правил эксплуатации гидротехнических сооружений, в соответствии с которыми собственник гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» установлено, что что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со своей компетенцией по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом особенностей гидротехнических сооружений утверждают методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Во исполнения указанного пункта приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2020 №516 утверждена Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), согласно которой расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения (собственник или эксплуатирующая организация) и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

В силу ст. 9.1 Федерального закона № 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установлен Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365.

Статьей 1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено понятие экологического риска - вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также понятие экологической безопасности - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с требованиями ст.ст. 34, 39 Закона № 7-ФЗ размещение, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о гидротехнических сооружений в деятельности МКУ «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» муниципального района «Карабудахкентский район» выявлены нарушения. на гидротехническое сооружение не разработана декларация безопасности гидротехнического сооружения; не проведено предшествующее разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения обследование, правила эксплуатации ГТС в установленном порядке не разработаны и не согласованы, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС. В нарушение требований федерального законодательства Управлением осуществляет эксплуатацию вышеуказанного ГТС в отсутствие расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Данные обстоятельства подтверждаются актом о проведенной проверке от 18.07.2016, заявлением руководителя МКУ «УЭВ «Хала-Горк» Гаджиева Г.Р. о включении перечень расходов на устранение нарушений закона о содержании и техническом обслуживании ГТС на время реконструкции.

Согласно распоряжению №978 от 31 декабря 2015 года, передано на баланс администрации МР «Карабудахкентский район» на баланс МКУ «УЖКС» сооружение «Строительство руслового водохранилища на реке «Хала-Горк» для водоснабжения Карабудахкентского района балансовой стоимостью 176876150 руб.

С целью устранения обозначенных нарушений закона межрайпрокуратурой в адрес Управлением 11.05.2022 за № 02-08-2022 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, однако, согласно информации Кавказского управление Ростехнадзора от 01.06.2023 № 415-2331 Управление нарушена законодательства о безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации ГТС до настоящего времени не устранила.

Доказательств обратного как того требует ст. 56 ГПК РФ, ответчиками не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к МКУ «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк», администрации МР «Карабудахкентский район» - удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» муниципального района «Карабудахкентский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - водохранилище на р. Хала-Горк Карабудахкентского района, а именно:

провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;

произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;

утвердить и согласовать с Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;

разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.

Обязать администрацию МР «Карабудахкентский район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать муниципальное казенное учреждение «Управление эксплуатации водохранилища «Хала-Горк» меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - водохранилище на р. Хала-Горк Карабудахкентского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2023.

Председательствующий:             А.А. Казаватов

2-1160/2023 ~ М-837/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МКУ "Управление эксплуатации водохранилища "Хала-Горк" МР Карабудахкентский район
Другие
администрация МР "Карабудахкентский район"
Кавказское управление Ростехнадзора
Суд
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Казаватов Арсен Абдулмуслимович
Дело на странице суда
karabudahkentskiy--dag.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее