Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-171/2022 ~ М-130/2022 от 06.05.2022

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                                                                                 31 мая 2022 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Аримхеевой А.И.

с участием процессуального истца заместителя прокурора Ольхонского района Байтурсыновой О.Г., действующей на основании прав по должности;

представителя ответчика Администрации <адрес> районного муниципального образования Фримэн Ю.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия <данные изъяты> год;

представителя ответчика МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» Крапивного Д.В., действующей на основании распоряжения со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

представителя заинтересованного лица МБОУ «<адрес> СОШ» ФИО6, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-171/2022 по прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> районного муниципального образования, МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» об обязании организовать разработку подрядной организацией проектно-сметной документации по объекту «Школа-детский сад в <адрес>».

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с названным иском к Администрации <адрес> районного муниципального образования, МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании установлено, что эксплуатация зданий МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «<адрес> СОШ») не соответствует обязательным требованиям к безопасности зданий и сооружений и влечет угрозу причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних учащихся школы.

МБОУ «<адрес> СОШ построена в ДД.ММ.ГГГГ годах прошлого века: главный корпус ДД.ММ.ГГГГ года постройки (нижние венцы перенесены со здания первой школы района ДД.ММ.ГГГГ года постройки), начальная школа ДД.ММ.ГГГГ года постройки, столовая – ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании установлено нарушение требований федерального законодательства в части проведения комплексного обследования технического состояния здания МБОУ «<адрес> СОШ. В связи с этим в адрес директора МБОУ «<адрес> СОШ» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием о проведении комплексного обследования технического состояния школы с привлечением специализированной организации.

Согласно результатам визуального обследования строительных конструкций комплекса построек <адрес> СОШ, расположенной по адресу: <адрес>, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, общая оценка технического состояния зданий в целом - аварийное, здания школы (блок начальные классы, блок мастерские, блок библиотека/директорская, блок главный корпус, блок столовая комплекс вспомогательных построек) не пригодны для дальнейшей эксплуатации имеется риск внезапного обрушения конструкций, техническое состояние несет угрозу для жизни и здоровья граждан, здания подлежат сносу.

В связи с этим, в целях охраны жизни здоровья детей, обучающихся в данной школе, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> районный суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации зданий МБОУ «<адрес> СОШ» до устранения нарушений действующего законодательства.

В рамках исполнения судебного решения администрацией школы проведены ремонтные работы по укреплению главного корпуса школы и столовой (монтаж дополнительных опор и кровли). По результатам повторного осмотра строительных конструкций специализированной организацией (<данные изъяты>) техническое состояние школы оценено как «ограниченно работоспособное» со сроком эксплуатации – <данные изъяты> года, с ведением журнала осмотра. Блок начальные классы, блок мастерские, блок библиотека/директорская, комплекс вспомогательных построек школой в образовательном процессе не используются (здания закрыты).

Согласно информации администрации района, в ДД.ММ.ГГГГ году заключен контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту «Школа-детский сад в <адрес>». В настоящее время проект строительства указанного объекта, разработанный в ДД.ММ.ГГГГ году, требует перепроектирования в связи с существенным изменением законодательства по проектированию школ и детских садов, а также включением площадки под строительство школы-сада в «зону затопления».

Как следует из проектной документации, при разработке последней, в частности раздела «Схема планировочной организации земельного участка», использованы постановления СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями на 2015 год и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Указанные санитарные правила и нормативы утратили силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Отсутствие проектно-сметной документации препятствует получению <адрес> муниципальным образованием субсидии из областного бюджета на строительство объекта и, как следствие, нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия обучения в школе, поскольку образовательный процесс осуществляется в аварийных зданиях школы.

Просит обязать администрацию <адрес> муниципального образования и МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» организовать разработку подрядной организацией проектно-сметной документации по объекту «Школа-детский сад в <адрес>».

В судебном заседании заместитель прокурора Ольхонского района Байтурсынова О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального образования Фримэн Ю.О. возражала против заявленных требований и просила в удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» Крапивной Д.В. исковые требования не признали, просили в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица МБОУ «<адрес> СОШ» ФИО6 иск прокурора <адрес> признала.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, является приоритет жизни и здоровья человека.

В судебном заседании установлено, что эксплуатация зданий МБОУ «<адрес> СОШ» не соответствует обязательным требованиям к безопасности зданий и сооружений, влечет угрозу причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних учащихся школы.

Согласно ответа Администрации <адрес> районного муниципального образования на представление от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ в рамках программы «Укрепление и развитие материально-технической базы общего образования <данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ. муниципальной программы «Развитие образования <данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации по строительству школы-детского сада в <адрес>, объем финансового обеспечения составляет <данные изъяты> млн. рублей.

Из представленного ответа МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора <адрес> следует, что по результатам электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на проектирование школы-сад на <данные изъяты> мест за счет местного бюджета. В связи с существенными изменениями законодательства по проектированию школ и детских садов, проект ДД.ММ.ГГГГ необходимо перепроектировать.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ № 384-ФЗ), безопасность зданий и сооружений, а также связанного со зданиями и сооружениями процесса эксплуатации, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации.

При этом безопасность зданий и сооружений, а также связанного со зданиями и сооружениями процесса эксплуатации, обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ № 384-Ф3 и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, или требований специальных технических условий.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4 повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных: конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В силу требований ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных: правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных бюджетных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Аналогичное положение закреплено и в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Доводы стороны ответчика о том, что решаются вопросы по выбору и оформлению нового участка вне зоны затопления суд признает несостоятельным, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела.

Постановлением Правительства РФ № 1171 от 07.09.2019 года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления», площадка под строительство школы-сада в <адрес> была отнесена к «зоне затопления». С периода внесения изменений в постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления», до настоящего времени ответчиками земельный участок, не входящий в зону затопления не определен.

Таким образом, судом установлено, что администрацией <адрес> муниципального образования МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» меры, направленные на завершение работ по разработке проектно-сметной документации, до настоящего времени не приняты.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований. Количество несовершеннолетних, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется. Заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, поэтому круг, интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, поэтому круг лиц, чьи права будут нарушены, определить невозможно. При таких обстоятельствах прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В связи с чем, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> районного муниципального образования, МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» об обязании организовать разработку подрядной организацией проектно-сметной документации по объекту «Школа-детский сад в <адрес>» удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию <адрес> районного муниципального образования, МКУ «Управление организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» организовать разработку подрядной организацией проектно-сметной документации по объекту «Школа-детский сад в <адрес>» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 10.06.2022

Судья                                                                                                 Л.Н. Холодова

2-171/2022 ~ М-130/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ольхонского района
Ответчики
Администрация ОРМО
МКУ "Управление организации закупок и развития инфраструктуры ОРМО"
Другие
МБОУ "Чернорудская СОШ"
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Холодова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее