Дело № 2-212/2022
УИД 27RS0010-01-2022-000259-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.04.2022 п. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имайкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью страховой компании «Сбербанк страхование жизни» к Щеголеву В.И., Щеголеву А.В., Щеголеву М.В. о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности сделки к договору страхования,
установил:
общество с ограниченной ответственностью страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ООО СК «Сбербанк страхование жизни») обратилось в суд с иском к Щеголеву В.И., Щеголеву А.В., Щеголеву М.В. о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности сделки к договору страхования, мотивируя тем, что 01.07.2019 между ООО «СК «Сбербанк страхование жизни» (страховщик) и Щеголевой Л.П. (страхователь) заключен договор страхования жизни ВМР1 №.
Между сторонами были согласованы все существенные условия договора, о чем свидетельствует подписанный договор страхования, в котором указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством.
Истцу как страховщику стало известно, что при заключении договора страхования страхователь Щеголева Л.П. не сообщила все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что являлось ее обязанностью в соответствии со ст. 944 ГК РФ.
При заключении договора страхования страхователь Щеголева Л.П. была ознакомлена с заявлением на заключение договора страхования и согласилась со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается ее подписью. В соответствии с Декларацией застрахованного лица Щеголева Л.П. подтвердила, что у нее не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня.
Из поступивших в адрес истца медицинских документов следует, что до заключения договора страхования страхователь Щеголева Л.П. обращалась за медицинской помощью с диагнозом ИБС стенокардия напряжения 1-2 ф. кл. Экстрасистолия, ХСН 1. ФК1, Артериальная гипертония 3 ст., риск 4. Таким образом, на момент заключения договора страхования у застрахованного лица имелись заболевания, о которых не было известно истцу.
Страхователь при заключении договора сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, в связи с чем, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным.
Основанием для признания договора страхования недействительным является установление того факта, что истцу Щеголева Л.П. сообщила заведомо ложные сведения относительно состояния здоровья, истец был лишен возможности адекватной оценки страхового риска, таким образом предоставление страхователем заведомо недостоверных сведений относительно состояния здоровья влечет за собой нарушение прав и законных интересов страховщика как субъекта страхового дела.
Недействительная сделка не влечет за собой каких-либо юридических последствий, кроме последствия признания ее недействительности. При недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ).
Истец просил суд признать недействительным договор страхования ВМР1 №, заключенный между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Щеголевой Л.П., применить последствия недействительности сделки к договору страхования.
Представитель истца ООО СК «Сбербанк страхование жизни» Артюшина Е.С. о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась надлежаще, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем указала в исковом заявлении.
В силу положений ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание ответчики Щеголев В.И., Щеголев А.В., Щеголев М.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113-117 ГПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, возвращенными в адрес суда.
В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка в суд лиц по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховщиком.
Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).
В статье 934 ГК РФ закреплено, что по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (пункт 1).
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица (пункт 2).
На основании п. 1.2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В силу пункта 1 статьи 9 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
В пункте 2 статьи 9 вышеназванного Закона дано понятие страхового случая, определяемое как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, на случай которого осуществляется страхование, обусловливается вероятностью и случайностью наступления, а также независимостью его наступления от воли участников страхового правоотношения.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 942 ГК РФ относит к числу существенных условий договора страхования условия о характере и события на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Среди обязанностей страхователя по договору страхования закон выделяет обязанность сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику (пункт 1 статья 944 ГК РФ).
В силу п.3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Таким образом, под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.
Следовательно, обязательным условием применения нормы о недействительности сделки является наличие умысла страхователя, направленного на сокрытие обстоятельств или предоставление ложных сведений, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. При этом, обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.
Как следует из материалов дела, 01.07.2019 между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Щеголевой ФИО1Л.П.5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, был заключен договор страхования №, объектом страхования является имущественный интерес страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя), связанный с причинением вреда жизни, здоровью застрахованного лица, указанных в пунктах 4 и 5 договора страхования (страхового полиса). Страховыми случаями по страховому риску застрахованного лица Щеголевой Л.П. является «дожитие» и «смерть»
Выгодоприобретателем по страховым рискам «является застрахованное лицо, то есть Щеголева Л.П.
Согласно заявлению на заключение договора страхования, оформленного Щеголевой Л.П. 01.07.2019, на все вопросы, касающиеся проблем со здоровьем, наличием заболеваний, последняя ответила отрицательно.
21.01.2021 Щеголева Л.П. умерла, причиной смерти явилось: а) другие уточненные формы легочно-сердечной недостаточности, б) другая гипертрофическая кардиомиопатия, в) гипертензивная (гипертоническая) болезнь с преимущественным поражением сердца с (застойной) сердечной недостаточностью, что подтверждается свидетельством о смерти II-ДВ №, справкой о смерти № А-00502 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из сведений, представленных нотариусом Солнечного нотариального округа Хабаровского края Юговой А.В., от 18.03.2022 следует, что наследство, открывшееся со смертью Щеголевой Л.П. приняли в равных долях наследники первой очереди – супруг Щеголев В.И. и сыновья Щеголев А.В. и Щеголев М.В. в равных долях, по 1/3 доле каждый.
Из выписки из амбулаторной карты Щеголевой Л.П. следует, что за период с 2014 по 2019 г. последняя обращалась в амбулаторию по месту жительства:
24.01.2014 с диагнозом: ИБС стенокардия напряжения I-II ф.кл. Экстрасистолия, ХСН I, ФК I—I 25.9; Артериальная гипертония III ст., риск IV- III.9;
23.04.2018 с диагнозом: острый фарингит J02.9;
19.10.2020 с диагнозом хронический панкреатит, обострение К 86.1,
С 11.01.2021 по 20.01.2021 находилась на стационарном лечении в КГБУЗ «Городская больница № 7» с диагнозом: ишемический инсульт (атеротромботический вариант по критериям TOAST) в бассейне левой СМА, острый период ( от 11.01.2021), синдромы: Дизартрия, Верхний монопарез справа, Мозжечковая атаксия. NIH Stroke Skale – 10 баллов. Шкала Rankin 3. Атеросклеротическое поражение церебральных артерий. Фоновое: Гипертоническая болезнь 3 степени 3 стадии риск 4. Ожирение 3 степени. 20.01.2021 выписана на амбулаторное лечение по месту жительства, 21.01.2021 в 16 час 40 мин была зафиксирована смерть на дому до приезда СМП.
При этом, в заявлении на заключение договора страхования Щеголева Л.П. указала, что у нее отсутствуют болезни сердечно-сосудистой системы, а также не наблюдались симптомы (состояния) повышения артериального давления.
Учитывая положения ст. 945 ГК РФ, обязанности проводить медицинское освидетельствование застрахованного лица на стадии заключения договора страхования у страховщика не имеется ни в силу закона, ни в силу договора страхования.
Материалами дела подтверждено, что при оформлении договора страхования Щеголева Л.П. заполнила заявление на заключение договора, на все вопросы анкеты о наличии заболеваний/проблем со здоровьем был дан отрицательный ответ и не было указано, что до заключения договора она проходила лечение в лечебных учреждениях и у нее были диагностированы заболевания сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, Щеголева Л.П. достоверно знала о наличии у нее заболеваний на момент заключения договора страхования, однако не указала их в заявлении на страхование, что свидетельствует о наличии у последней прямого умысла на сообщение заведомо ложных сведений при заключении договора страхования.
08.11.2021 ООО СК «Сбербанк страхование жизни» направило с адрес наследников страхователя Щеголева В.И., Щеголева А.В. и Щеголева М.В. письма из которых следует, что в выплате страхового возмещения им отказано, доведено до сведения об обращении страховщика в суд с исковым заявлением о признании договора страхования недействительным.
На основании анализа представленных в деле доказательств и приведенных положений правовых норм суд приходит к выводу, что страхователь Щеголева Л.П. намеренно умолчала об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), и договор страхования является недействительной сделкой, совершенной под влиянием обмана, следователь требования ситца о признании недействительным договора страхования, заключенного с Щеголевой Л.П. подлежат удовлетворению.
Пунктом 4 статьи 179 ГК РФ предусмотрено, что если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (пункт 2 ст. 167 ГК РФ).
Истец заявил требования о применении последствий недействительности сделки, указав в исковом заявлении, что в силу ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, в связи с чем, суд приходит к выводу, что истец просит применить последствия недействительности сделки в форме двусторонней реституции.
Из материалов дела следует, что при заключении договора страхования Щеголевой Л.П. установлен страховой взнос 100 000,63 рубля, срок уплаты страховой премии (первого страхового взноса) до 16.07.2019 (включительно), очередные взносы уплачиваются до 16.07 каждого года периода уплаты страховых взносов, период уплаты страховых взносов: 5 лет с даты начала действия договора страхования.
Доказательств тому, что по договору страхования Щеголевой Л.П. страховщиком производились какие-либо страховые выплаты, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о признании недействительным договора страхования, следовательно, требования истца о применении последствий недействительности сделки также подлежат удовлетворению. Применить последствия недействительности сделки в рассматриваемом случае следует путем возложения на истца обязанности возвратить ответчикам Щеголеву В.И., Щеголеву А.В., Щеголеву М.В. (наследникам Щеголевой Л.П.) все полученное по сделке в равных долях, а именно уплаченную страхователем сумму страховой премии (страхового взноса).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 № ░░ 01.07.2019, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 № ░░ 01.07.2019, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░