№ 21-69/2022
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Лихтиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя *** общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» А.О.И., действующего по доверенности, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 июля 2021 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» (далее - ООО «Газпромнефть-Оренбург», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель выражает несогласие с вынесенными в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об их незаконности.
В судебном заседании приняла участие защитник общества Бесаева К.В., поддержавшая доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания в суд не явился, просил слушание по делу отложить, ссылаясь на занятость в выездной проверке. Отказывая в удовлетворении этого ходатайства судья исходил из правовой позиции, выраженной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о том, что участие в рассмотрении дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении обязательным не является.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки должностным лицом Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, проведенной в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург», установлено нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившихся в следующем:
- в период с 01 августа 2020 года по 01 мая 2021 года не выполнена обязанность по представлению сведений для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части внесения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, кроме прочих № № 6046-6051, 6053-6059, 6063, выявленных по результатам проведенной в 2020 году инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Балейкинского месторождения нефти и Уранского участка недр ООО «Газпромнефть-Оренбург» (код объекта 53-0156-000043-П), а также в связи с увеличением валового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 39,34949 т/г до 2347,4632 т/г);
- в период с 01 августа 2020 года по 01 мая 2021 года не выполнена обязанность по представлению сведений для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части внесения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, кроме прочих № № 6006-6008, выявленных согласно данным программы производственного экологического контроля ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объектов Землянского месторождения ягодного лицензионного участка (код объекта 53-0156-000295-П), а также в связи с увеличением валового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 475,74340 т/г до 1329,7776 т/г);
- в период с 01 августа 2020 года по 01 мая 2021 года не выполнена обязанность по представлению сведений для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части внесения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух № № 6101, 6103, 6104, 6105, 6106, 6107, 6108, 6109, 6901, 6201, 6202, 6203, 6204, 0004, отраженных в разделе 1 программы производственного экологического контроля ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объектов Новосамарского месторождения и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 1826 от 23 июля 2018 года на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» (код объекта 53-0156-000453-П), а также в связи с увеличением валового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 0,00328 т/г до 5,957 т/г).
Результаты проверки послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ. Судья районного суда с этими выводами согласился.
С таким решением должностного лица и судьи первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении в числе прочих данных указываются должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ), и представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол № об административном правонарушении, составленный 24 июня 2021 года по ст. 8.46 КоАП РФ в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» не подписан должностным лицом, его составившим - государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущим специалистом-экспертом межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г.Д.Н.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении и другие материалы дела надлежало возвратить должностному лицу, его составившему, для устранения указанного недостатка, что сделано не было.
21 июля 2021 года должностное лицо рассмотрело настоящее дело по существу, при этом данное обстоятельство предметом проверки в ходе разбирательства не являлось, допущенному нарушению процессуальных требований оценка в постановлении не дана.
Привлекая общество к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ должностное лицо сослалось на указанный протокол об административном правонарушении как на доказательство вины юридического лица в совершении правонарушения.
В связи с допущенным нарушением требований КоАП РФ при составлении названного процессуального документа протокол об административном правонарушении, составленный в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, следует признать недопустимым доказательством по делу, полученными с нарушением требований КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения лица, в отношении которого ведется производство по делу, к административной ответственности по данному делу нарушен.
Указанное нарушение требований КоАП РФ является существенным. Судья районного суда допущенное должностным лицом нарушение не устранил.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург» подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанное постановление.
В связи с заявленными в настоящей жалобе доводами об отсутствии состава административного правонарушения необходимо отметить следующее.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», в силу презумпции невиновности лицо, производство по делу в отношении которого прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а также в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпромнефть-Оренбург», отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская