УИД 23RS0046-01-2021-001315-11 К делу № 2-211/2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
25 января 2022 года г. Славянск-на-Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Антощук Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Борисенко В.В. об устранении нарушений законодательства,
установил:
администрация муниципального образования Славянский район Краснодарского края обратилась в Славянский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением Борисенко В.В. об устранении нарушений законодательства, указав в своём заявлении, что по поручению органов прокуратуры Российской Федерации администрацией муниципального образования Славянский район проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>. Земельный участок принадлежит на праве собственности Борисенко В.В. и имеет вид разрешённого использования - для садоводства. Расположение земельного участка с к/н <...> не в границах территориальных зон и как следствие отсутствие градостроительного регламента, определяющего основу правового режима земельного участка, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений исключает возможность строительства объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка. Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра было установлено, что земельный ответчика расположен в водоохранной зоне реки Протоки (реестровый <...>) и прибрежной защитной полосе реки Протоки (реестровый <...> Самовольные постройки возведены на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский» (реестровый <...> Также участок ответчика расположен в зоне затопления территории с. Ачуево Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края при половодьях и паводках реки Протоки 1% обеспеченности (реестровый <...> Объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> является самовольными постройками.
Представитель администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности Стец Е.В. в судебное заседание не явилась, в своем ходатайстве просила суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие, а также удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления архитектуры администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края по доверенности Смирнов И.А. в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил суд рассмотреть данное дело в его отсутствие, а также полностью поддержал требования администрации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Петренко Е.В. в судебное заседание не явилась, в своем ходатайстве просила суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие и принять решение по своему усмотрению, с учетом собранных доказательств по делу.
Ответчик Борисенко В.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте уведомлен. Согласно адресной справке, проживает по адресу, указанному в исковом заявлении. Попытка вручения судебного извещения ответчику оказалась неудачной по неустановленной причине.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в заочном производстве.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым удовлетворить в полном объёме заявленные требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику и имеет вид разрешённого использования - для садоводства.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В ходе проверки установлено что на земельном участке выстроено два объекта капитального строительства.
Согласно Классификатору видов разрешённого использования (утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412) на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, могут быть размещены только садовые либо индивидуальные жилые дома. Вместе с тем, в силу положений Градостроительного кодекса РФ возведение таких объектов разрешается только после получения от органа местного самоуправления соответствующей разрешительной документации.
Так согласно частям 1 и 7 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию по результатам рассмотрения уведомления направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В нарушение положений ГрК РФ разрешительной документации на указанные объекты капитального строительства не выдавалось, за получением разрешительной документации ответчик либо иные лица в органы местного самоуправления не обращались.
Кроме того, как разъяснил Президиум Верховного Суда РФ в своём обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка от 14.11.2018, градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом под градостроительным регламентом согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района, утверждённым решением 4 сессии Совета Ачуевского сельского поселения Славянского района 2 созыва от 22.01.2010 № 5, земельный участок ответчика не находится в границах территориальных зон, в связи с чем в отношении него отсутствует градостроительный регламент.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером <...> не в границах территориальных зон и как следствие отсутствие градостроительного регламента, определяющего основу правового режима земельного участка, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений исключает возможность строительства объектов капитального строительства в границах указанного земельного участка.
Ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
П. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, в силу которой собственники земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абз. 7 ст. 42 ЗК РФ. в соответствии с которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ч. 3 ст. 85 ЗК РФ, согласно которой градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
П. 2 ст. 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ, в соответствии с которым строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ согласно которой муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (в т.ч. Решение Совета об утверждении Правил землепользования и застройки - прим.), подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра было установлено, что земельный ответчика расположен в водоохранной зоне реки Протоки (реестровый <...> и прибрежной защитной полосе реки Протоки (реестровый <...>
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, далее - ВК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 166-ФЗ).
В силу Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» таким органом является Росрыболовство. Вопреки указанному Федеральному закону строительство проведено ответчиком без получения согласования от Росрыболовства.
Также было установлено, что самовольные постройки возведены на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский» (реестровый <...> Согласно преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровит л и» значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или чаетичт из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу ко горы: относятся государственные природные заказники.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 94 особо охраняемые природные территории относятся к землям особо охраняемых территорий.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (п. 1 ст. 22 Закона № 33-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 названного Закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В силу пунктов 1-3 ст. 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958 № 336 «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР» образован республиканский государственный природный заказник «Приазовский». Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24.07.1958 № 467 «Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь» установлены границы территории заказника. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р государственный природный заказник «Приазовский» приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2010 № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» (далее - также Положение).
Согласно пунктам 1.3, 1.8 Положения заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для охраны и воспроизводства объектов животного мира и сохранения среды его обитания. Территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включенной в Список находящихся на территории Российской Федерации водноболотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.».
Согласно подп. 9 п. 3.1 разд. III Положения на территории заказника запрещено строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.
В силу п. 5 ст. 24 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Также было установлено, что земельный участок ответчика расположен в зоне затопления территории с. Ачуево Ачуевского сельского поселения Славянского района Краснодарского края при половодьях и паводках реки Протоки 1% обеспеченности (реестровый <...>
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ. федеральными законами.
В силу п. 1 ч. 2 указанной статьи могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
П. 4 ст. 1 ГрК РФ установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (и. 16 ст. 1 ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В силу ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской (часть 2). Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 3 указанной статьи). Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 5 указанной статьи). В соответствии с п. 1 ч. 6 указанной статьи в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Особая важность недопустимости строительства в зонах затопления и подтопления отмечена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании 14.08.2021 по вопросу «О ликвидации последствий подтоплений и природных пожаров в ряде регионов России» (стенограмма опубликована на официальном сайте Кремля по адресу: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66381).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В связи с изложенным объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> является самовольными постройками: возведёнными без получения разрешительной документации в порядке, предусмотренном ГрК РФ; не соответствующими Правилам землепользования и застройки Ачуевского сельского поселения Славянского района; возведёнными на земельном участке, находящемся водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Протоки без согласования с Росрыболовством; возведёнными на земельном участке, полностью находящемся в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника «Приазовский»; возведёнными на земельном участке, находящемся в зоне затопления при половодьях и паводках реки Протоки.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации N 595-О-П от 03.07.2007 разъяснено, что осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17.02.2019 № 18-КГ14-200 нарушение градостроительных норм и правил уже создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 № 169-ФЗ лицо виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу.
П. 1 ст. 1079 ГК РФ относит осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Также необходимо отметить, что вопросы соблюдения градостроительного законодательства стоят на особом контроле государства, в частности постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Краснодарском крае (далее - координационное совещание), в состав которого входят руководители администрации Краснодарского края. Краснодарского краевого суда, Арбитражного суда Краснодарского края, территориальных подразделений правоохранительных органов и Прокуратуры РФ. Так решением координационного совещания от 24.04.2020 № 68-КС органам местного самоуправления предписано в случае выявления нарушений градостроительного законодательства принимать комплекс мер, направленных на снос незаконно возведённых объектов, в т.ч. обращаться в суды, и ежеквартально докладывать о результатах данной работы.
Грубое несоблюдение ответчиком при строительстве объекта капитального строительства требований Правил землепользования и застройки, краевых и федеральных законов, норм, установленных ГК РФ, ГрК РФ, ЗК РФ, ВК РФ требует защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей и гостей Ачуевского сельского поселения Славянского района.
На основании ч.1 ст.46 ГПК РФ орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, согласно статье 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. В силу ст. 5 закона Краснодарского края от 04.03.2015 г. № 3126-KЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.
В силу ст. 2 закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-KЗ полномочия в области градостроительной деятельности, в частности, утверждение Праги землепользования и застройки поселений и выдача разрешительной документации на строительство, отнесены к компетенции органа местного самоуправления муниципального района. Следовательно, в границах муниципального образования Славянский район, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления - администрация муниципального образования Славянский район. Поэтому факт самовольного строительства влечет нарушение законных интересов администрации как контролирующего органа за размещением объектов в границах муниципального образования.
Кроме того, в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О мерах по предотвращению и пресечению самовольного строительства на территории Краснодарского края» от 24.12.2018 № 352-р, органам местного самоуправления предписано в рамках судебных разбирательств по вопросам самовольного строительства заявлять требования по взысканиям судебной неустойки по всем объектам, по которым решение суда о сносе самовольного объекта вступило в силу.
В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1). Защита кредитором своих прав в соответствии с п. 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Согласно п. 31 указанного выше Постановления суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ. части 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).
В п. 33 названного выше Постановления разъясняется, что на основании судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре и о присуждении судебной неустойки выдаются отдельные исполнительные листы в отношении каждого из этих требований. Судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным чем его неисполнение.
В связи с изложенным в пользу администрации МО Славянский район подлежит взысканию с Борисенко В.В. судебная неустойка в размере 1000 (одну тысячу) рублей в день начиная с 31 - го дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу в случае, если исковые требования о сносе в 30-дневный срок будут удовлетворены, но ответчиком не исполнены.
Суд, при таких обстоятельствах, с учетом всех конкретных обстоятельств, исследованных судом в судебном заседании, считает, необходимым полностью согласиться с доводами представителя истца, изложенными в заявлении, и удовлетворить в полном объеме заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 233-235 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> самовольными постройками.
Обязать Борисенко В.В. за свой счёт в течении 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу снести самовольные постройки на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, <...>.
Взыскать с Борисенко В.В., <...> года рождения, уроженца <...>, в пользу администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края (ОГРН 1022304655174, ИНН 2349017419, КПП 234901001, ОКПО 04019522, адрес: 353560, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, д. 22), начиная с 31- го дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, судебную неустойку в размере 1000 (одна тысяча) рублей в день до полного исполнения решения суда.
Ответчик вправе подать в Славянский районный суд заявление об отмене заочного решения Славянского райсуда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения Славянского районного суда Краснодарского края.
Заочное решение Славянского районного суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда апелляционной инстанции через Славянский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения Славянского районного суда Краснодарского края.
Разъяснить сторонам, что согласно статье 49 ГПК РФ, представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Судья Славянского районного суда
Краснодарского края Ю.В. Антощук
«СОГЛАСОВАНО»
Судья Антощук Ю.В. ____________
Дата: ______________