Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-89/2024 ~ М-41/2024 от 11.03.2024

Дело №2-89/2024

УИД 57RS0002-01-2024-000075-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2024 года                   пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., истца ФЛА, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах Фроловой Людмилы Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области в интересах ФЛА обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Верховская ЦРБ) о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и взыскании денежных средств, указывая, что прокуратурой Верховского района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами за счет средств регионального и федерального бюджетов, в ходе которой установлено, что ФЛА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты>, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с «общим заболеванием», включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2024 г.

Лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» рекомендовано ФЛА: ВБД без сахара; контроль гликемии (1 раз в день); Инсулин Гларгин (Туджео Соло Стар) (по 40 ед/сутки); Таблетки Дапаглифлозин 10 мг (по 1 таблетке в день); Таблетки Бисопролол 5 мг (по 1 таблетке в день); Таблетки Аторвастатин 20 мг (по 1 таблетке); Таблетки Апиксабан 5 мг (по 1 таблетке в день); Кетоаналоги аминокислот (по 4 таблетки 3 раза в день); Торасемид 10 мг (1 раз в день); Лизиноприл 10 мг (по 2 таблетки 2 раза в день); Фозиноприл 20 мг (по 1 таблетке 2 раза в день); Метморфин 500 мг (по 2 таблетке на ночь), Таблетки Вилдаглиптин 50 мг (по 1 таблетке 2 раза в день).

В информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», ФЛА установлено:

- лекарственные препараты «Моноприл» (Фазиноприл), «Конкор» (Бисопролол) назначены, льготный рецепт на них не выписан, не получены, приобретены ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарств 844,50 руб.; лекарственные препараты «Моноприл» (Фазиноприл), «Конкор» (Бисопролол) назначены, льготный рецепт на них не выписан, не получены, приобретены ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарств 844,50 руб.; лекарственный препарат «Кетостерил» (Кетоаналоги аминокислот) назначен, льготный рецепт на него не выписан, не получен, приобретён ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, кассовый чек на сумму 2517,80 руб.; лекарственный препарат «Галвус» (Вилдаглиптин), назначен, льготный рецепт на него не выписан, не получен, приобретён ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, кассовый чек на сумму 848 руб.; лекарственный препарат «Эликвис» (Апиксобан), назначен, льготный рецепт на него не выписан, не получен, приобретён ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарства 2527 руб.

- рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

- рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») отсрочен; рецепт на имя ФЛА серии 54-24 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; рецепт на имя ФЛА серии 54-24 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; рецепт на имя ФЛА серии 54-24 № («Бисопролол») от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен.

- рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области ФЛА жизненно необходимыми лекарственными препаратами систематически, с задержкой от 11 дней до 2 месяцев, не обеспечивается, что нарушает ее права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами.

Также, в ходе проведенной проверки установлено, что согласно выписке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», ФЛА за 2023 год БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», льготные рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия выписываются не в полном объеме.

Ввиду несвоевременного обеспечения ФЛА лекарственными средствами, ею за счёт собственных денежных средств были приобретены лекарственные препараты на общую сумму в размере 7 581, 80 руб.

Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» допущены нарушения права на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями пациента, инвалида 1 группы по общему заболеванию ФЛА

Ссылаясь на ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор Верховского района Орловской области просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление ФЛА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственных препаратов в необходимом количестве: Аторвастатин, Апиксобан, Бисопролол, Дапаглифлозин, Кетоаналоги аминокислот вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность ФЛА в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, выписывать рецепты на льготные лекарственные препараты по МНН: Аторвастатин, Кетоаналоги аминокислот, Дапаглифлозин, Апиксабан; взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФЛА, понесенные ей расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в размере 7 581 рублей 80 копеек.

В судебном заседании старший помощник прокурора Верховского района Орловской области Алисова Т.Ю., представив заявление в письменном виде, отказалась от исковых требований к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», указав, что факт несвоевременной выписки рецептов не подтвердился. Просила принять отказ от исковых требований к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» и прекратить производство по делу в указанной части. Исковые требования уточнила, просила обязать Департамент здравоохранения обеспечить ФЛА лекарственными препаратами и взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФЛА, понесенные ею расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6404,80 руб. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Материальный истец ФЛА, представив заявление в письменном виде, отказалась от исковых требований к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», указав, что рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия получает своевременно. Просила принять отказ от исковых требований к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» и прекратить производство по делу в указанной части. Исковые требования уточнила, просила обязать Департамент здравоохранения обеспечить ФЛА лекарственными препаратами и взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФЛА, понесенные ею расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6404,80 руб. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, дополнив, что при обращении с рецептами в аптеку, лекарственные препараты и медицинские изделия ей не выдаются в связи с их отсутствием. В связи с этим, она вынуждена приобретать лекарственные препараты и медицинские изделия за счет собственных средств, поскольку перерыв в приеме данных лекарственных препаратов негативно скажется на состоянии её здоровья.

Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, заявлений не направил.

Представитель ответчика - БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в судебное заседание не явился, главный врач Блонская Г.И. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что возражений относительно исковых требований не имеет.

Представитель третьего лица ГУП Орловской области «Орелфармация» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора Алисову Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ)

Пунктом 5 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82)

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 15 статьи 37 названного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона №178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 № 399 (далее – Постановление № 399), пунктом 1 которого Департамент здравоохранения Орловской области определен в качестве органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющего функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.

Закупка лекарственных препаратов осуществляется отделом лекарственного обеспечения Департамента Здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации.

Из приведенных нормативных актов следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.

На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека №33».

В судебном заседании установлено, что ФЛА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты>, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с диагнозом <данные изъяты>, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2024 год (л.д.15-16).

Согласно справке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», ФЛА рекомендован прием лекарственных препаратов: ВБД без сахара; контроль гликемии (1 раз в день); Инсулин Гларгин (Туджео Соло Стар) (по 40 ед/сутки); Таблетки Дапаглифлозин 10 мг (по 1 таблетке в день); Таблетки Бисопролол 5 мг (по 1 таблетке в день); Таблетки Аторвастатин 20 мг (по 1 таблетке); Таблетки Апиксабан 5 мг (по 1 таблетке в день); Кетоаналоги аминокислот (по 4 таблетки 3 раза в день); Торасемид 10 мг (1 раз в день); Лизиноприл 10 мг (по 2 таблетки 2 раза в день); Фозиноприл 20 мг (по 1 таблетке 2 раза в день); Метморфин 500 мг (по 2 таблетке на ночь), Таблетки Вилдаглиптин 50 мг (по 1 таблетке 2 раза в день) (л.д.19).

Согласно копиям выписанных рецептов и сведениям БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» ФЛА выданы рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе рецепты серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 № («Аторвастатин») серии 54-24 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-24 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-24 № («Бисопролол») от 31.01. серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ (л.л.25-73).

По сведениям Департамента здравоохранения <адрес>, ГУП «Орел-Фармация» и из журнала обеспечения льготника следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рецепты: серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен с задержкой ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ, серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; серии 54-23 № («Аторвастатин») отсрочен; серии 54-24 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; серии 54-24 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен; серии 54-24 № («Бисопролол») от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Форсига» - Дапаглифлозин) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт на имя ФЛА серии 54-23 № («Фозикард» - Фозиноприл) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Кетостерил» - Кетоаналоги аминокислот) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; серии 54-23 № («Аторвастатин») от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ;. серии 54-23 № («Эликвис» - Апиксобан) от ДД.ММ.ГГГГ отсрочен, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.20-25).

В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы №/у-04 (л) и формы №/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.

В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Медицинский информационно-аналитический центр".

При этом, именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.

Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 №5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.

По сообщению Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ на 2024 год проведена закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий, поставки в аптечные организации начаты (л.д.74-75).

Таким образом, судом установлено, что ФЛА не была своевременно и должным образом обеспечена необходимыми ей по медицинским показаниям лекарственными препаратами, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.

Необеспечение ФЛА лекарственными препаратами нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.

Рассматривая требования прокурора о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФЛА денежных средств в размере 6404,80 руб. суд приходит к следующему.

В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что в связи с ненадлежащим обеспечением лекарственными препаратами ФЛА за счет личных денежных средств приобрела лекарственные препараты: «Моноприл» (Фазиноприл), по чеку от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарств 680,00 руб.; Моноприл» (Фазиноприл), по чеку от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарств 680,00 руб., лекарственный препарат «Кетостерил» (Кетоаналоги аминокислот) по чеку от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 2517,80 руб.; лекарственный препарат «Эликвис» (Апиксобан), приобретён ФЛА ДД.ММ.ГГГГ, стоимость лекарства 2527, 00 руб., всего на сумму 6404,80 рублей (л.д.17,18).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

Согласно пункту 3.1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации утверждаются распределение бюджетных ассигнований, указанное в абзаце четвертом пункта 3 настоящей статьи, по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, и ведомственная структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» дано разъяснение, по которому, исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16).

Принимая во внимание, что необеспечение ФЛА лекарственными препаратами создает условия, угрожающие ее здоровью, нарушает ее конституционное право на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, с учетом понесенных истцом в спорный период затрат на приобретение лекарственных препаратов за счет личных денежных средств, наличия причинно-следственной связи между действиями Департамента здравоохранения Орловской области по необеспечению своевременной закупки лекарственных препаратов и наступлением последствий в виде приобретения истцом необходимых ей лекарственных препаратов за счет собственных средств, убытки в сумме 6404,80 рублей, понесенные ФЛА, подлежат взысканию в ее пользу с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6404 ░░░░░ 80 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ 5403 578427), ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6404 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 80 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-89/2024 ~ М-41/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верховского района Орловской области
Фролова Людмила Александровна
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО " Верховская ЦРБ"
Другие
Департамент Финансов Орловской области
ГУП Орловской области " Орелфармация"
Суд
Верховский районный суд Орловcкой области
Судья
Глебова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
verhovsky--orl.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
13.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Подготовка дела (собеседование)
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Дело оформлено
21.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее