ДЕЛО № 2-830/2023
УИД 61RS0023-01-2022-008120-57
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курбатова В.А., при секретаре Шевченко О.Г, с участием помощника Шахтинского городского прокурора ФИО3, представителя ответчика МБОУ <адрес> № - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> №, об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Шахтинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, МБОУ <адрес> №, об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, ссылаясь на то, что Прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в МБОУ <адрес> №. Проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения по адресу: пер. Короткий, <адрес>, отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, следовательно не соблюдены требований законодательства о социальной защите инвалидов в МБОУ <адрес> №. Указанные нарушения так же подтверждаются информацией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.07/4187, а причиной неустранения нарушений является недостаточность финансирования. Учредителем и собственником имущества указанной образовательной организации является Администрация <адрес>. Функции и полномочия учредителя могут осуществляться Администрацией <адрес> через уполномоченный орган - Департамент образования <адрес>. Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, не освобождает его от ответственности по исполнению закона.
В связи с чем, Шахтинский городской прокурор просил обязать Администрацию <адрес> в течение двух месяцев со дня, вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для исполнения МБОУ <адрес> № требований п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Обязать МБОУ СОШ № <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разместить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Помощник Шахтинского городского прокурора ФИО3 поддержала заявленные исковые требования, согласно доводов указанных в иске.
Представитель ответчика МБОУ <адрес> № - ФИО4 в судебном заседании не возражала против исковых требований прокурора.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, а так же представитель третьего лица Департамента образования <адрес> извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации <адрес> и третьего лица Департамента образования <адрес> в соответствии со ст. 167 ГК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, если основанием является нарушение социальных прав граждан, а также нарушение свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места и предусматривать оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст. 15 ФЗ №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, здания, в которых располагаются образовательные учреждения, должны быть оборудованы информирующими тактильными табличками для инвалидов по зрению.
Как следует из искового заявления, прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов МБОУ <адрес> №.
Проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес>, отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, что противоречит требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в МБОУ <адрес> №, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Указанные нарушения подтверждаются информацией Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 61.07/4187, а причиной неустранения нарушений является недостаточность финансирования.
Учредителем и собственником имущества указанной образовательной организации является Администрация <адрес>. Функции и полномочия учредителя могут осуществляться Администрацией <адрес> через уполномоченный орган - Департамент образования <адрес>.
В силу требований закона на МБОУ <адрес> № и Администрацию <адрес>, как на учредителя, возложена обязанность по оборудованию административных зданий информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ и ориентирование в них маломобильных групп населения, а в том числе инвалидов по зрению.
Поскольку учреждение является бюджетным и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах» организации местного самоуправления и ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обязанность устранению указанных нарушений должна быть возложена и на учредителя.
В случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, не освобождает его от ответственности по исполнению закона в силу п. 1 ст. 401 ГК РФ, п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21.
Требования истца в части установленного 2-х и 3-х месячного срока исполнения требований, являются обоснованными, поскольку исполнение возложенной на Администрацию <адрес> и МБОУ <адрес> №, устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов закон не ставит в зависимость от финансирования органа местного самоуправления.
По мнению суда, указанный срок для исполнения решения является разумным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени нарушение не устранено, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> № ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> №░░░░░░░░░░ ░. 6.5.9 ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> № ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 6.5.9 ░░ 59.13330.2020:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1,2 ░░ 1,6 ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ 0,1 ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (6.3.6);
- ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 30.01.2023░.