Дело №2-284/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года г. Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кандаурова Э.Н., при секретаре Ондар А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данжалова Л.С. к Шивиту Э.Г. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
с участием истца Данжалова Л.С., представителя истца Ооржак К.С., ответчика Шивита Э.Г., помощника прокурора Куулар Д.Б., переводчика ФИО,
установил:
истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику с иском о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, указывая на то, что 30 августа 2018 года несовершеннолетний Шивит Э.Г. в отношении него Данжалова Л.С. совершил умышленное преступление против жизни и здоровья ответственность за которое предусмотрено п. «з» ч.2 ст. 111 ЗЛС РФ, то есть умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия. В результате совершения ответчиком умышленного тяжкого преступления ему причинен моральный вред, который выражается в следующем. До получения телесных повреждений он был совершенно здоровым человеком, работал в МУП «Водоканал» содержал свою семью, малолетних детей. После умышленного причинения тяжкого вреда его здоровью он не один раз прошел хирургические операции, лечился длительное время, но здоровье его полностью не восстановилось. 24 декабря 2020 года решением МСЭ ему установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию. В результате причинения ему колото-резаного ранения на правой передне -боковой поверхности грудной клетки, проникающего в плевральную полость, с повреждением правого легкого с дальнейшим попаданием воздуха и кровоизлиянием в плевральную полость, со временем на поврежденной части легкого развился очаговый туберкулез. После причинения ему 9 колото-резаных ран правого бедра, 2 колото-резаные раны на задне-наружной поверхности средней и нижней третей левого бедра с повреждением малоберцового нерва с развитием умеренного посттравматического лимфостаза и нарушения трофики левой нижней конечности, колото-резаную рану на передней поверхности верхней трети левого бедра, он уже не может нормально ходить. Левая стопа, колено не сгибается, левая нога волочится. 1,2,3 пальцы правой руки не сгибаются, движение в этих пальцах ограниченное. Рекомендованные врачом разработка, массаж правой кисти, пальцев правой руки и левой ноги не дали результатов. До сих пор его левая нога волочится, правая рука нерабочая. Кроме вышеуказанных телесных повреждений ему причинена закрытая черепно-мозговая травма головы. Он состоит на учете у невролога с 05 октября 2018 года по настоящее время с диагнозом: последствие ЗЧМТ от 31.08.2018г. Синдром цефалгии. Симптоматическая эпилепсия с генерализованными приступами средней частоты. Посттравматическое повреждение локтевого, срединного, малоберцового нервов. Ему теперь до конца жизни придется лечиться, надежды на полнее функционирование конечностей нет. Он потерял здоровье, стал инвалидом. При этом он постоянно чувствует головные боли, частые приступы эпилепсии. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного преступлением в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец Данжалов Л.С. полностью поддержал исковые требования.
Представитель истца Ооржак К.С. поддержала истца, просила удовлетворить исковые требования.
Ответчик Шивит Э.Г. с иском согласился.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению в разумных пределах, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Статьей 52 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому права потерпевших охраняются законом и государство обязано обеспечить им доступ к правосудию и компенсацию ущерба, причиненного преступлением. Указанное положение полностью соответствует международным стандартам, касающимся защиты прав потерпевших.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
П. 8 вышеуказанного Пленума разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Приговором Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 26 августа 2020 года, вступившим в законную силу 15 сентября 2020 года Шивит Э.Г. признан виновным и осужден по п. «з» ч.2 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Потерпевшим по уголовному делу признан Данжалов Л.С., гражданский иск в рамках данного уголовного дела заявлен не был.
Вышеуказанным приговором установлено, что Шивит Э.Г. 30 августа 2018 года около 23 часов умышленно причинил Данжалову Л.С. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия, причинив ему колото-резаное ранение на правой передне-боковой поверхности грудной клетки, проникающее в плевральную полость, с повреждением правого легкого с дальнейшим попаданием воздуха и кровоизлиянием в плевральную полость, которое расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, сквозное колото-резаное ранение правого плеча, которое расценивается как средний вред здоровью по признаку длительного его расстройства сроком более 21 дня, девять колото-резаных ран правого бедра, которые как по отдельности, так и в совокупности расцениваются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства сроком не более 21 дня, две колото-резаные раны на задне-наружной поверхности средней и нижней третей левого бедра с повреждением малоберцового нерва с развитием умеренного посттравматического лимфостаза и нарушения трофики левой нижней конечности, которые расцениваются как средний вред здоровью по признаку длительного его расстройства сроком более 21 дня, колото-резаную рану на передней поверхности верхней трети левого бедра, которая расценивается как легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства сроком не более 21 дня.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти деяния и совершены ли они данным лицом.
В материалы гражданского дела истцом представлены: справка МСЭ-2019 №2010447 выданное Данжалову Л.С. о том, что ему 24 декабря 2020 года установлена инвалидность третьей группы, выписной эпикриз №294, выписка из стационарной карты пациента №15974, справки невролога.
При указанных выше обстоятельствах требование истца Данжалова Л.С. к ответчику Шивиту Э.Г. о взыскании с него компенсации морального вреда обоснованно и подлежит удовлетворению.
С учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца, степень вины причинителя вреда, индивидуальные особенности личности сторон, учитывая принцип разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В силу ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец в силу закона был освобожден, в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Данжалова Л.С. к Шивиту Э.Г. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.
Взыскать с Шивита Э.Г. в пользу Данжалова Л.С. денежные средства в счет возмещения компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Взыскать с Шивита Э.Г. в доход бюджета муниципального образования «Улуг-Хемский район Республики Тыва» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2021 года.
Председательствующий Э.Н. Кандауров