УИД 37RS0021-01-2022-000808-98
Дело № 2-690/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
прокурора – и.о. заместителя Фурмановского межрайонного прокурора Задумкина М.А.,
представителя ответчика ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница Галочкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному бюджетному учреждению здравоохранения Фурмановская центральная районная больница о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к областному бюджетному учреждению здравоохранения Фурмановская центральная районная больница (далее ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница) о возложении обязанности совершить определенные действия – актуализировать паспорта безопасности объектов учреждения здравоохранения, подлежащих обязательной антитеррористической защищенности.
Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности паспорта безопасности ряда объектов учреждения здравоохранения в течение пяти лет со дня утверждения паспортов объектов не были актуализированы, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница обязанность актуализировать паспорта безопасности следующих объектов, подлежащих обязательной антитерротистической защищенности: <адрес>.
Прокурор – и.о. обязанности заместителя Фурмановского межрайонного прокурора Задумкин М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница Галочкина Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, дополнительно пояснила суду, что работа по актуализации паспортов безопасности не велась в связи с отсутствием работника по ГО и ЧС, в настоящее время документы по актуализации паспортов безопасности разработаны и направлены для утверждения.
Суд, выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу ч. 13 ст. 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
При этом медицинские учреждения руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требований) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются (п. 2 Требований): Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований).
В соответствии с п. 36 Требований актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения: а) общей площади и периметра объекта (территории); б) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории); в) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории); г) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
Судом установлено, что ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница является учреждением здравоохранения, основным видом деятельности которого является медицинская деятельность, которую ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница осуществляет в зданиях по адресам: <адрес>.
Проведенной Фурмановской межрайонной прокуратурой проверкой по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, учреждений и организаций здравоохранения выявлены нарушения требований указанного законодательства в деятельности учреждений здравоохранения, а именно то, что в нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности паспорта безопасности ряда объектов ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница в течение пяти лет со дня утверждения паспортов не были актуализированы.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница Фурмановским межрайонным прокурором <ДД.ММ.ГГГГ> было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства (л.д. 8).
В свою очередь ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница, признав наличие нарушений (л.д. 8), приступило к их устранению, однако работы по актуализации паспортов безопасности до настоящего времени не завершены (л.д. 29-29).
Также судом установлено, что паспорта безопасности на здание ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница, расположенное по адресу: <адрес>, на здание поликлиники <№>, расположенное по адресу: <адрес>, и на педиатрическое отделение, расположенное по адресу: <адрес>, утверждены <ДД.ММ.ГГГГ>. В нарушение п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» данные паспорта в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> не были актуализированы. Как следует из пояснений представителя ответчика ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница Галочкиной Е.А. в настоящее время актуализированные паспорта безопасности объектов разработаны и направлены для утверждения в Управление Росгвардии по Ивановской области.
Отсутствие надлежаще согласованных актуализированных паспортов безопасности объектов, в которых ОБУЗ Фурмановская центральная районная осуществляет медицинскую деятельность, снижает уровень антитеррористической защищенности объектов, чем нарушаются права посетителей, в том числе несовершеннолетних, и работников учреждения здравоохранения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении здравоохранения.
В силу требований действующего законодательства учреждение здравоохранения должно принимать все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности. При изложенных обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности посетителей и работников учреждения здравоохранения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, учитывая, что бездействие ответчика, выразившиеся в непринятии мер по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности объекта, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществление деятельности медицинского учреждения в отсутствие актуализированных паспортов безопасности объектов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также материальный ущерб, суд приходит к выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, с учетом пояснений представителя ответчика о том, что актуализированные паспорта безопасности объектов в настоящее время находятся на согласовании у Управлении Росгвардии по Ивановской области, а также позицию прокурора и представителя ответчика о сроках исполнения решения суда, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному бюджетному учреждению здравоохранения Фурмановская центральная районная больница о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на областное бюджетное учреждение здравоохранения Фурмановская центральная районная больница обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать паспорта следующих объектов, подлежащих обязательной антитеррористической защищенности,: областного бюджетного учреждения здравоохранения Фурмановская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес>; педиатрического отделения областного бюджетного учреждения здравоохранения Фурмановская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес>; поликлиники <№> областного бюджетного учреждения здравоохранения Фурмановская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес>.
ОБУЗ Фурмановская центральная районная больница ИНН <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ______________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>