Дело № 12-57/2023
Судья Тимофеева Е.М.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 мая 2023 года город ЧебоксарыСудья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний» Федоровой Т.Ю. на постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 3 апреля 2023 года, вынесенное в отношении ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 3 апреля 2023 года ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, начальник ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Федорова Т.Ю. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу, а в случае невозможности – переквалифицировать на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что учреждение приняло все зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Считает, что постановление по делу вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Ермолаеву Е.Ю., поддержавшую жалобу, возражения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - главного специалиста – эксперта отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального отдела Росздравнадзора по Чувашской Республике ФИО1, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон № 99-ФЗ).
Так, в силу пункта 46 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положения от 1 июня 2021 года № 852) утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения лицензиат при осуществлении медицинской деятельности обязан соблюдать порядки оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 2 пункта 7 Положения).
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 21 июня 2019 года № ФС-21-01-000550, выданную Министерством здравоохранения, бессрочно.
В период с 30 января 2023 года по 2 февраля 2023 года должностными лицами территориального отдела Росздравнадзора по Чувашской Республике в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой обнаружено осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности – в нарушение подпункта «а» пункта 6 Положения от 1 июня 2021 года № 852 Учреждение не обеспечивает соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России оказание медицинской помощи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывавшему наказание в <данные изъяты>, в терапевтическом отделении филиала «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России в период с 9 ноября 2022 года по 19 ноября 2022 года организовано с нарушением приказа Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» (далее - Порядок), выразившемся в следующем:
1) В нарушение абзаца 1 пункта 8 Приложения № 4 к Порядку не осуществлены диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия при заболеваниях терапевтического профиля, не требующих нахождения пациента в специализированном отделении для оказания медицинской помощи по профилю «терапия», а именно: не обеспечено проведение диагностики и лечения возникшего у ФИО2 патологического состояния, требующего использования специальных методов и медицинских технологий, предусмотренных Приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее - Приказ №203н) и Клиническими рекомендациями «Внебольничная пневмония у взрослых», утвержденными Минздравом России в 2021 году.
2) В нарушение пункта 4 Порядка не организовано оказание экстренной медицинской оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, представляющих угрозу жизни пациента.
3) В нарушение абзаца 8 пункта 8 Приложения № 4 к Порядку не обеспечено надлежащее ведение учетной документации, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской, при оказании медицинской помощи ФИО2 допущены нарушения требований, установленных приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты. Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, -распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов».
Обстоятельства допущенных нарушений подробно изложены в акте внеплановой документарной проверки № от 2 февраля 2023 года, в протоколе об административном правонарушении от 3 февраля 2023 года, и приведены в постановлении судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 3 апреля 2023 года о привлечении ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 3 февраля 2023 года; актом внеплановой документарной проверки № 2 от 2 февраля 2023 года, решением о проведении внеплановой документарной проверки от 17 января 2023 года, решением прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия № от 18 января 2023 года, письменными объяснениями начальника филиала Учреждения ФИО3, медицинской документацией и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России в совершении правонарушения, соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.
Допущенное ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности повлекло создание угрозы для жизни и здоровья граждан, является грубым, и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя об отсутствии нарушения лицензионных требований по тем мотивам, что ФИО2 получал лечение согласно рекомендациям врачей БУ «Новочебоксарская городская больница», где были проведены необходимые диагностические исследования, и откуда 9 ноября 2022 года для дальнейшего лечения и наблюдения был переведен в стационар Республиканской больницы ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, является несостоятельным, поскольку не свидетельствует о соблюдении ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России порядка оказания медицинской помощи с учетом изменяющегося состояния здоровья пациента.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела объективно свидетельствуют, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность Учреждения, в том числе предусмотренного частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ, по делу не имеется.
Административное наказание ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, согласно требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России к административной ответственности соблюдены.
Довод заявителя жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности отклоняется в силу следующего.
В рассматриваемом случае допущенное Учреждением нарушение лицензионных требований (не обеспечение соблюдения порядков оказания медицинской помощи), предусмотренных подпунктом «а» пункта 6 Положения от 1 июня 2021 года № 852, является длящимся и выявлено по результатам проверки 2 февраля 2023 года.
Исходя из вышеизложенного в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения - 2 февраля 2023 года.
Постановление судьей районного суда вынесено 3 апреля 2023 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 3 апреля 2023 года, вынесенное в отношении ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Федоровой Т.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев