Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-79/2024 от 20.05.2024

Судья Хуторцева И.В. Дело № 21-79/2024

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск             18 июня 2024 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Богоявленского Е.В. – Лексиной М.В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2024 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району №18900009760230031231 от 18 января 2024 года должностное лицо – капитан судна *** Богоявленский Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2024 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Лексина М.В. просит вынесенные в отношении Богоявленского Е.В. акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо в соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ограничиться устным замечанием, или на основании положений статьи 4.1.1 названного Кодекса заменить назначенный административный штраф на предупреждение.

В обоснование жалобы указывает, что нарушение пункта 6 Правил передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 №811, не образует нарушение правил пересечения государственной границы, поэтому не может быть квалифицировано по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылается на то, что капитан судна не успел перезвонить в пограничный орган для подтверждения получения пограничным органом данных о местоположение судна в связи с непредвиденной форс-мажорной ситуацией – обесточивание судна береговым электриком. Поэтому с целью не задерживать отход судна, отошел от причала в 23:00, как было указано в уведомлении об отходе. Со стороны пограничных органов при проходе судна по акватории порта Мурманск на выход никаких нареканий предъявлено не было.

Указывает, что информация о местоположении судна передавалась с судна в центр отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов – в ФГБУ «ЦСМС», доступ к которому у пограничных органов имеется.

Утверждает, что установленные Законом Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 требования при пересечении судном Государственной границы в 10:41 25 ноября 2024 года капитаном судна *** были выполнены.

Богоявленский Е.В., старший дознаватель отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району И., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Богоявленского Е.В., - Лексину М.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определены Правила пересечения государственной границы Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Частью 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 установлено, что под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов; б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов; в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (п. 2 ст.9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).

Согласно пункту 4 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 1.04.1993 № 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 9.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила уведомления).

Российские суда, указанные в пункте 1 Правил уведомления, неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении (пункт 3 Правил уведомления).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811 утверждены Правил передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила передачи), пунктом 4 которых данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 данных Правил, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения.

Передача данных о местоположении судна в соответствующий центр осуществляется с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента проверки исправности технических средств контроля местоположения судна, которая производится не позднее чем за 4 часа до предполагаемого времени выхода судна из порта и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 5 Правил передачи).

Согласно пункту 6 Правил передачи пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт (морской терминал) (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), сообщает капитану судна посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 названных Правил данных о местоположении конкретного судна не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта.

Судно не выходит из порта до получения капитаном судна указанного сообщения.

Как следует из материалов дела, 24 ноября 2023 года в пограничное управление от судового агента судна ***, флаг Российской Федерации, находящегося в собственности ООО «***», поступило уведомление о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море судном *** под управлением капитана судна Богоявленского Е.В. в период с 24 ноября 2023 года по 31 декабря 2023 года по маршруту: ... с целью промысла в ИЭЗ Российской Федерации без захода в иностранные порты.

В уведомлении датой и временем выхода судна *** из порта Мурманск указано 24 ноября 2023 года в 23:00 мск.

24 ноября 2023 года в 23:05 мск. судно начало следование из порта Мурманск в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности.

25 ноября 2023 года в 00:46 мск. в географических координатах 69°06"41"" СШ 33°23"38"" ВД (время и координаты расчетные) судно ***» покинуло акваторию порта Мурманск, а 25 ноября 2023 года в 10:41 мск. в географических координатах 69°18"31"" СШ 36°23"45"" ВД - пересекло Государственную границу Российской Федерации.Вместе с тем дежурной сменой ПУ ФСБ России по западному арктическому району при проведении мониторинга соблюдения законодательства о Государственной границе Российской Федерации капитаном судна *** Богоявленским Е.В. в результате аналитического контроля надводной обстановки установлено, что о получении данных о местоположении судна в соответствии с пунктом 6 Правил передачи - не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта Мурманск пограничное управление посредством телефонной связи капитану судна *** Богоявленскому Е.В. не сообщило. Однако, не получив указанное сообщение, судно *** под управлением капитана судна Богоявленского Е.В., в нарушение пункта 6 Правил передачи, вышло из порта Мурманск и пересекло Государственную границу Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 21 декабря 2023 года уполномоченным должностным лицом в отношении капитана судна *** Богоявленского Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Вывод о виновности капитана судна *** Богоявленского Е.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении должностного лица административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все доказательства по делу получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований ставить под сомнение достоверность изложенных в них сведений, равно как и выводы о виновности Богоявленского Е.В. не имеется, поскольку они подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены в полном объеме, все юридически значимые обстоятельства установлены верно.

Вопрос о вине капитана судна Богоявленского Е.В. во вмененном ему административном правонарушении обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27.07.2020 № 421, и фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что капитан судна обеспечивает соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что капитан судна Богоявленский Е.В., являясь руководителем и представителем судовладельца, мер для обеспечения соблюдения требований пункта 6 Правил передачи не принял, не получив от пограничного органа, в зоне ответственности которого находится порт (морской терминал) посредством телефонной связи, не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна данных о местоположении конкретного судна в соответствии с пунктом 6 названных Правил, осуществил - выход и следование судна из порта Мурманск, т.е. из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, совершенное Богоявленским Е.В. правонарушение правильно квалифицировано по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для иной квалификации, а также для прекращения производства по делу не имеется.

Доводы заявителя по существу аналогичны доводам, которые были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты судьей по изложенным в решении основаниям и наличие в действиях капитана судна Богоявленского Е.В. состава вмененного ему административного правонарушения под сомнение не ставят.

Довод защитника в жалобе о том, что нарушение капитаном судна Богоявленским Е.В. требований пункта 6 Правил передачи не образует состав вмененного ему административного правонарушения, основан на ошибочном толковании законодательства.

Норма права, предусмотренная частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является бланкетной. Объективную сторону указанного административного правонарушения образуют нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случает, предусмотренных статьей 18.5 указанного Кодекса.

В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах, в том числе морского, речного порта, открытых для международных сообщений.

Порт Мурманск является морским грузо-пассажирским постоянным многосторонним пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, выход судна *** из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации – порта Мурманск 25 ноября 2023 года в 00:46 мск. и пересечение им Государственной границы Российской Федерации 25 ноября 2023 года в 10:41 мск. в географических координатах 69°18"31"" СШ 36°23"45"" ВД до получения капитаном судна Богоявленским Е.В. от пограничного органа, в зоне ответственности которого находится порт, сообщения посредством телефонной связи о получении данных о местоположении судна не позднее, чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта, прямо нарушило запрет на выход судна из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предусмотренный пунктом 6 Правил передачи, что является нарушение порядка следования судна от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом административного органа и судьей не установлено оснований для применения к капитану судна Богоявленскому Е.В. положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку совершенное Богоявленским Е.В. правонарушение нарушает установленный порядок обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Недобросовестное отношение со стороны капитана судна Богоявленского Е.В. к Правилам передачи создает состояние бесконтрольного пересечения границы Российской Федерации судами, посягает на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и создает существенную угрозу в области обеспечения безопасности.

Оснований для применения к Богоявленскому Е.В. положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судьей также не установлено.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства.

Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание Богоявленскому Е.В. назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о личности виновного, его материального положения.

Оснований для признания назначенного Богоявленскому Е.В. административного наказания явно несправедливым вследствие его строгости и для его смягчения не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

    

постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 18 января 2024 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2024 года в отношении Богоявленского Е.В. – оставить без изменения, жалобу защитника Лексиной М.В. – без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов

21-79/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Богоявленский Евгений Владимирович
Другие
Лексина М.В.
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Кривоносов Дмитрий Валерьевич
Статьи

ст.18.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--mrm.sudrf.ru
20.05.2024Материалы переданы в производство судье
18.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024Дело оформлено
04.07.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее