Судья Степанова Ю.С. Дело № 21-104/2023
(номер дела в суде первой
инстанции № 12-163/2023)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 ноября 2023 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2023 года, вынесенное по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополя» - Ловкачева А.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. № № от 29 мая 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополя»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. № № от 29.05.2023 года юридическое лицо – ООО «Благоустройство города «Севастополя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На данное постановление должностного лица, защитник юридического лица – ООО «Благоустройство города «Севастополя» - Ловкачев А.А. подал жалобу в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 04.09.2023 г. жалоба защитника юридического лица – ООО «Благоустройство города «Севастополя» - Ловкачева А.А. – удовлетворена частично. Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. № № от 29.05.2023 года – отменено. Дело об административном правонарушении возвращено в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех материалов дела.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также постановление должностного лица положениям ст. 29.10 КоАП РФ.
Указание суда на то, что Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора был составлен акт выездной проверки от 12.08.2021 № №, который послужил основанием для привлечения Общества к ответственности в 2023 году, не соответствует действительности.
Также, нормы ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ при рассмотрении указанного дела не применимы, так как выявленное нарушение было зафиксировано не в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в ходе осуществления прокурорского надзора.
Так Обществу был назначен минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.41 КоАП РФ.
Формальный состав вмененного ООО «БГС» административного правонарушения не требует наступления каких-либо вредных последствий в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично – правовых обязанностей.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Защитник юридического лица – Ловкачев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая принятое решение суда законным и обоснованным.
Должностное лицо – Рязанова Т.Е. и Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор Рейх Д.Ю. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Приведённые требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды
Пунктом 1 ст. 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов
В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Вносят квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Из материалов дела усматривается, что Севастопольской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Южного межрегионального управления Росприродндзора проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении деятельности ООО «Благоустройство города «Севастополь» на полигоне ТБО в Первомайской балке.
В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Благоустройство города «Севастополь» осуществляет хозяйственную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов при эксплуатации полигона ТКО в Первомайской балке на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, являющейся объектом негативного воздействия на окружающую среду, код объекта №, категория объекта I.
На территории города Севастополя имеется единственный полигон ТКО в Первомайской балке, который распоряжением Правительства Севастополя от 21.11.2014 № № закреплен за ООО «Благоустройство города «Севастополь» на праве хозяйственного ведения.
По результатам проведения конкурсного отбора с 01.01.2018 года единым оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя является ООО «Благоустройство города «Севастополь» с 09.02.2018 года.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушении Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Благоустройство города «Севастополь» не соблюдало сроки внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в частности плата за 1-2 кварталы 2022 года.
На момент проверки из задекларированной ООО «Благоустройство города «Севастополь» суммы платы в размере 8 867 491,49 руб. внесено лишь 321 192,7 руб.
Таким образом, ООО «Благоустройство города «Севастополь» допущено нарушение в области охраны окружающей среды, что является нарушением требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные обстоятельства послужили поводом к вынесению Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором Рейх Д.Ю. 28.04.2023 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Благоустройство города «Севастополь» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. вынесено постановление о назначении административного наказания № № от 29.05.2023 года.
Проверяя законность указанного постановления должностного лица Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования судья районного суда не согласился с его выводами, поскольку материалы дела не содержат надлежаще заверенных копий постановлений о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, а также сведений о вступлении их в законную силу и об их исполнении, с учетом того, что в настоящее время они обжалуются ООО «Благоустройство города «Севастополь» в различных судебных инстанциях.
Указанные документы и выяснение данных обстоятельств имеют существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений ч. 2 ст. 1.7, ч. ч. 2 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ.
Таким образом, органом существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а суд лишен возможности выйти за рамки рассматриваемой жалобы и восполнить полноту рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, дав оценку иным вмененным заявителю составам правонарушений, в связи с чем, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. № № от 29.05.2023 года - отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.
Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом, так как в данном случае порядок привлечения юридического лица – ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности был нарушен, в связи с невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающих создание со стороны должностного лица Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела и в разумный срок.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. № № от 29.05.2023 года нельзя признать законным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возращением дела на новое рассмотрение.
В целом доводы жалобы должностного лица не опровергают законности и обоснованности принятого судебного акта, не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено указание суда на акт выездной проверки от 12.08.2021 года № №, что является опечаткой, так как юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в результате проведения прокурорского надзора, являющегося одним из способов осуществления государством контроля за соблюдением законодательства, при проведении проверки, что не является обстоятельством, влияющим на результаты рассмотрения жалобы.
Выводы судьи районного суда о применении норм процессуального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены состоявшегося решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
При новом рассмотрении дела должностному лицу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует учесть изложенное в настоящем решении и принять меры к всестороннему, полному, объективному выяснению обстоятельств по настоящему делу, с соблюдением норм материального и процессуального права и вынести законное и обоснованное постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 названного Кодекса, составляет один год.
На момент рассмотрения в Севастопольском городском суде срок давности привлечения юридического лица – ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, что не является препятствием для направления дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев