Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1977/2022 ~ М-822/2022 от 17.02.2022

Гражданское дело № 2-1977/2022

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2022 года.

66RS0007-01-2022-001198-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20.06.2022 года г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Коршуновой Е.А.

при секретаре Булатовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панфиловой Марии Степановны к ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ, Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения из числа специализированных жилых помещений, переводе его из государственной собственности в муниципальную собственность, о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Панфилова М.С. предъявила иск к ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ, Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения – <адрес> <адрес> в <адрес>, (отд. Широкая речка) из перечня служебных, о переводе жилого помещения из государственной собственности в муниципальную собственность, а также о признании права собственности на это жилое помещение в порядке бесплатной приватизации.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Талоном к ордеру Панфиловой Марии Степановне и членам ее семьи предоставлена служебная квартира, общей площадью 39,7 кв. метров, находящаяся по адресу: <адрес>

Служебная квартира была выделена в связи с занимаемой ею должностью в машиниста насосной установки.

В выделенной служебной квартире зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ г. истица и ее сын - Панфилов Евгений Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С момента предоставления жилого помещения истец и ее сын заселились в указанную квартиру, проживают и пользуются данным жилым помещением, оплачивают коммунальные платежи, проводят косметические и капитальные ремонты.

Таким образом, истец и ее сын приобрели право пользования жилым помещением. Кроме указанного жилого помещения, в пользовании другого помещения истица и ее сын не имеют.

В соответствии с письмом Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ., адресованное начальнику паспортно-визовой службы Чкаловского района г. Екатеринбурга «В связи с передислокацией войсковой части в г. Энгельс и передачей жилого фонда военного городка в войсковую часть командование просит оформить перерегистрацию населения городка-по адресу: <адрес>

На основании Постановления Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ года № «О приеме в собственность муниципального образования г. Екатеринбург, имущества, передаваемого безвозмездно в муниципальную собственность, в собственность МО «Город Екатеринбург» передан жилой <адрес>, в котором находится и квартира, в которой истец проживает, за исключением специализированных жилых помещений, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 92 ЖК РФ.

Закон «О приватизации» (N 1541-1-ФЗ от 04,07.1991) гласит, что служебную жилую площадь нельзя приватизировать.

Однако приватизация служебного жилья возможна через его перевод из собственности государственного предприятия в муниципальную собственность. При передаче таких помещений в ведение муниципалитета меняется их статус.

Из служебной квартира переквалифицируется в социальную.

С этого момента к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, меняются и права нанимателей. Граждане, арендующие квартиры, получают возможность оформить их в собственность. Процедура осуществляется на основании ст. 2 № 1541-1-ФЗ («О приватизации»). Лица, проживающие в таком жилье, имеют право приобрести его в порядке приватизации, которая подразумевает бесплатную передачу в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений.

В ДД.ММ.ГГГГ г. истица обращалась в Администрацию Чкаловского района по вопросу об исключении жилого помещения по адресу <адрес> из числа служебных помещений.

Администрация ответила отказом, пояснив, что <адрес> указанного дома относится к специализированным помещениям и согласно вышеуказанного Постановления не передана в собственность муниципального образования «город Екатеринбург». Для решения данного вопроса было рекомендовано обратиться с иском в судебные органы.

На заявление истца управление жилищного обеспечения МО РФ по вопросу получения разрешения заключить договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ответило отказом.

В соответствии со справками ЕМУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. по данным технического учета Панфиловой М.С. и Панфиловым Е.А. право бесплатной приватизации не использовано и сведений о регистрации недвижимого имущества не имеется.

Панфилов Е.А. участия в приватизации принимать не желает.

Практически все квартиры в указанном доме уже давно приватизированы и произошла смена собственников.

С ДД.ММ.ГГГГ истица является пенсионером по старости.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ пенсионеры по старости не могут быть выселены их служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Истец считает, что она и ее сын не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 ФЗ «О введение Жилищного кодекса РФ» предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленным им по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введение в действие Жилищного кодекса РФ.

С учетом указанных обстоятельств, истец полагает, что настоящее время спорное жилое помещение, утратило статус служебного и поэтому к нему может быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Законодательство РФ предусматривает обеспечение жильём всех лиц, исполняющих воинскую службу.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих», им гарантировано решение жилищного вопроса через выделение денежных средств на покупку/строительство жилого объекта или через предоставление жилых помещений во временное пользование за счёт средств федерального бюджета.

Занимаемое истицей жилое помещение ее полностью устраивает и в дальнейшем она планирует в нем проживать. В каком-либо другом жилом помещении истец не нуждается.

Решение данного вопроса путем расслужебливания жилого помещения должно быть выгодно и для ответчика, поскольку спорное жилое помещение находится в удаленном районе, имеет метраж всего 39,7 квадратных метров, кадастровая стоимость составляет всего 585 564 (пятьсот восемьдесят пять тысяч пятисот шестьдесят четыре) рублей, что является в денежном выражении значительно ниже суммы, которая была бы выделена ответчиком для приобретения другого жилого помещения.

Другим образом, кроме как обращения в судебные органы, решить вопрос о признании права собственности на жилое помещение не представляется возможным.

На основании изложенного истец просила исключить жилой объект, расположенный по адресу: <адрес>. из перечня служебных, осуществить его перевод из собственности государственного предприятия в муниципальную собственность и признать за Панфиловой Марией Степановной право собственности на квартиру по адресу: <адрес>. в порядке бесплатной приватизации.

В судебном заседании истец Панфилова М.С. доводы иска поддержала.

Представитель истицы – Мугатаров Э.Р. просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» -Тарасов И.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется, пояснил, что спорная квартира относится к федеральной собственности, закреплена за Министерством обороны РФ, закреплена за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» на праве оперативного управления. В муниципальную собственность квартира не передавалась, в реестре муниципальной собственности не числится. Постановлением главы администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира включена в число служебных. Передача жилого помещения, находящегося в собственности РФ в собственность муниципального образования возможна только в случае принятия соответствующего решения Минобороны РФ. Служебная квартира приватизации не подлежит. Исключить квартиру из перечня служебным может только ее собственник-т.е. Минобороны РФ. Ответчик полагает, что истец обратилась в требованием об исключении квартиры из числа служебных с пропуском срока исковой давности, поскольку постановление главы администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о включении квартиры в число служебных вынесено в 1997г., а иск в суд подан спустя 20лет.

Представитель Администрации города Екатеринбурга Страхова Н.А. полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО», а также представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Панфилов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки суд не сообщил. В письменном заявлении указал, что не претендует на приватизацию спорной квартиры.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов и предоставляется по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 101 и ст. 105 ЖК РСФСР).

Частью 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в установленном ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР порядке, квартира, площадью 39.7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес> предоставлена Панфиловой Марии Степановне на семью из двух человек: на нее и ее сына Панфилова Е.А.

Выданный Панфиловой М.С. ордер от ДД.ММ.ГГГГ. на право занятия этого жилого помещения содержит информацию о том, что предоставленное истице жилое помещение является служебным.

Установлено, что в жилое помещение истица Панфилова М.С. и ее сын вселились в ДД.ММ.ГГГГ г. (объяснения истицы и указание на данное обстоятельство в исковом заявлении), регистрация в жилом помещении истицы и Панфилова Е.А. произведена ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки.

Из материалов дела следует, что <адрес> по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании Постановления Главы администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ответу ДУМИ от ДД.ММ.ГГГГ., спорное жилое помещение в реестре муниципального имущества МО «город Екатеринбург» отсутствует в настоящее время, сведения о нем в данном реестре ранее не содержались.

Решения об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда принятого органом, осуществляющим управление этим жилищным фондом, суду не представлено.

Таким образом, <адрес>, <адрес> <адрес> имеет статус служебного жилого помещения, и не утратила его по настоящее время.

С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием не суда, а соответствующих жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.

Исходя из того, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения государственной формы собственности, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением, в муниципальную собственность не передавалось, решения собственника жилищного фонда о возможности приватизации данного служебного жилого помещения суду не представлено, оснований для удовлетворения исковых требований Панфиловой М.С. о признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации не имеется.

Установлено, что на спорную <адрес> по адресу: <адрес> <адрес> оформлено право собственности РФ в лице Минобороны РФ.

Согласно ответу Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО».

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.03.2012 N 9-П, также следует, что понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.

Поскольку совершение сделок с имуществом носит добровольный характер, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Панфиловой М.С. о переводе спорной квартиры их государственной собственности в муниципальную собственность.

Доводы представителя истицы, изложенные в судебном заседании, о том, что в ЕГРН не внесена запись о регистрации спорной квартиры в качестве служебного жилья, подлежат отклонению, поскольку отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о том, что спорное жилое помещение отнесено к служебным помещениям, не свидетельствует об отсутствии у спорной квартиры данного статуса ввиду принятия собственником соответствующего решения об отнесении спорной квартиры к служебным жилым помещениям до ее предоставления истцу.

Направление такого решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания (подтверждения) или непридания жилому помещению статуса специализированного.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Панфиловой Марии Степановны к ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ, Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга об исключении жилого помещения из числа специализированных жилых помещений, переводе его из государственной собственности в муниципальную собственность, о признании права собственности на <адрес> в порядке бесплатной приватизации,-отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд <адрес>.

Судья

2-1977/2022 ~ М-822/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панфилова Мария Степановна
Ответчики
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России
Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга
Министерство обороны Российской Федерации
ФГАУ Росжилкомплекс
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
Панфилов Евгений Алексеевич
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Коршунова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
chkalovsky--svd.sudrf.ru
17.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Дело оформлено
06.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее