Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1244/2023 ~ М-795/2023 от 01.08.2023

51RS0020-01-2023-000908-02

Дело №2-1244/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 год город Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Соколовой Н. М.,

при секретаре Антоновой Е.Ю.,

с участием представителя истца помощника прокурора Кольского района Мурманской области Бородина А.В.,

представителя ответчика Муниципального казенного учреждения «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» Макеевой Е.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 г., она же представитель ответчика Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области - на основании доверенности от 17.11.2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск», Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности провести работы по оборудованию водонепроницаемым покрытием мест временного складирования снега,

установил:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» (далее по тексту МКУ «ОКС ЗАТО Александровск»), к Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности провести работы по оборудованию водонепроницаемым покрытием мест временного складирования снега. В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Кольского района проведена проверка соблюдения требований законодательств об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения при организации работы по складированию на территории ЗАТО Александровск Мурманской области.

Проверка показала, что постановлением Администрации ЗАТО Александровск №69 от 18.01.2022 г. утвержден перечень площадок временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск Мурманской области в городах: Снежногорске, Полярный, Гаджиево, на территории н.п. Оленья Губа.

Вывоз снега осуществляется в рамках заключенных муниципальных контрактов и возложен на подрядные организации, выполняющие работы по содержанию улично-дорожной сети на территории ЗАТО Александровск. Ответчик МКУ «ОКС ЗАТО Александровск» осуществляет организацию в области благоустройства территории ЗАТО Александровск. Учредителем МКУ «ОКС ЗАТО Александровск» является ответчик администрация ЗАТО Александровск Мурманской области.

В нарушение требований законодательства: Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» места временного складирования снега не оборудованы водонепроницаемым покрытием. Указанные нарушения послужили основанием для внесения 21.02.2023 г. представления Главе администрации ЗАТО Александровск. Согласно ответу на представление прокуратуры района, с учетом имеющихся бюджетных ограничений, исполнение требований прокуратуры возможно в течение 2024 финансового года и планового периода 2025 и 2026 годов. Указанные сроки прокурор считает длительными и недопустимыми.

По мнению прокурора, допущенные нарушения, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию мест накопления для складирования отходов от зимней уборки улиц, свидетельствует также о ненадлежащей реализации полномочий, предусмотренных пунктами 16, 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами возложена на органы местного самоуправления городского округа. Непринятие мер к оснащению мест складирования снега может повлечь попадание отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, что является недопустимым и нарушением законодательства об охране окружающей среды.

Прокурор Кольского района Мурманской области, уточнив исковые требования, просил суд:

- обязать МКУ «ОКС ЗАТО Алексанровск» произвести работы по оснащению площадок для временного складирования снега, определенных постановлением Администрации МО ГО ЗАТО Александровск № «Об утверждении перечня площадок для временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск» водонепроницаемым покрытием в редакции постановления от 22.09.2023 г. №1788, в соответствии с п. 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в срок до 01 ноября 2024 года;

- в случае недостаточности денежных средств МКУ «ОКС ЗАТО Алексанровск» обязать администрацию ЗАТО Александровск произвести финансирование проводимых мероприятий по благоустройству площадки для временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск водонепроницаемым покрытием.

В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Мурманской области Бородин А.В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчиков МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск», Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области Макеева Е.А. предоставила суду письменный отзыв и пояснила, что учредителем и собственником имущества МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» является Администрация муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области по утвержденной учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнению бюджета. Учреждение исполняет задания, установленные учредителем в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью. Одним из видов деятельности учреждения является осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд в случаях, предусмотренных частями 4-6 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с уставной деятельностью учреждение осуществляет организацию работ по механизированной уборке дворов, улиц, междомовых проездов, магистральных улиц и дорог. Способом проведения закупочных процедур заключаются муниципальные контракты и договоры. Источниками финансирования обеспечения казенного учреждения являются средства, выделяемые из бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск, согласно утвержденной бюджетной смете, иные источники, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. Расходование денежных средств производится казенным учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством. МКУ «ОКС ЗАТО Александровск» заключило три муниципальных контракта на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории ЗАТО Александровск. Условиями контракта предусмотрена погрузка снега в автотранспортные средства с последующим вывозом в места временного хранения снега, утвержденные постановлением администрации от 18.01.2022 г. №69. Поскольку МКУ «ЗАТО Александровск» не является ответственным лицом, осуществляющим содержание и обслуживание площадок для складирования снега, у учреждения не имеется возможности произвести работы по оснащению площадок для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием.

Вместе с тем, во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 апреля 2022 г. №Пр-868, по итогам совещания по вопросу развития Арктической зоны Российской Федерации, состоявшегося 13.04.2022 г., в соответствии с перечнем поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 г. №ЮТ-П4-18001 Правительством Мурманской области разработан План по развитию жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Мурманской области, в которых дислоцированы воинские формирования на 2023 – 2032 годы (далее – программа реновации ЗАТО). 29 июня 2023 г. администрацией ЗАТО Александровск подана заявка на включение мероприятий по организации снегобаз в городах Полярный, Снежногорск, Гаджиево, н.п. Оленья Губа в программу реновации ЗАТО. Объем финансирования данных мероприятий заявлен в размере 55 577,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 39 459,9 тыс. рублей и областного бюджета 16 117,4 тыс. рублей. После принятия администрацией ЗАТО Александровск решения об организации выполнения данного вида работ МКУ «ОКС ЗАТО Александровск» и доведения бюджетных обязательств, будут проведены конкурсные процедуры на определение подрядчика для выполнения данного вида работ. Представитель просил суд учесть, что выполнение работ в срок, указанный прокурором не представляется возможным, возможен в срок до конца 2025 года.

Администрацией муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области предоставлен письменный отзыв, в котором представитель ответчика указал, что распоряжением администрации ЗАТО Александровск №604-р от 07.12.2011 г. была назначена комиссия по выбору площадок для вызова и временного складирования снега. В члены комиссии, в том числе, входил сотрудник отдела санитарно-эпидемиологического надзора регионального управления №120 ФМБА России. По результатам работы указанной комиссии были составлены акты от 13.12.2011 г., 11.01.2012 г. по выбору площадок для вывоза и временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск. На основании вышеуказанных актов постановлением администрации №29 от 16.01.2012 г. утвержден перечь площадок для вывоза и временного складирования снега га на территории ЗАТО Александровск. В указанный перечень неоднократно вносились изменения. Все вносимые изменения согласовывались с ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск, Межрегиональным управлением №120 ФМБА России и утверждались постановлением администрации. Просил учесть, что местный бюджет ЗАТО Александровск Мурманской области является высокодотационным, в связи с чем возможность принятия новых расходных операций без финансовой помощи из вышестоящих бюджетов крайне ограничена. В силу положений п.2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие новых расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников поступления в бюджет. Дополнительные источники доходов местного бюджета отсутствуют, в связи с чем, принятие расходных обязательств по оборудованию водонепроницаемым покрытием мест временного складирования снега, в 2023 году не представляется возможным. Сокращение бюджетных ассигнований на исполнение принятых бюджетных обязательств в 2023 году, в целях изыскания источника финансового обеспечения расходов по оборудованию водонепроницаемым покрытием мест временного складирования снега, также не представляется возможным, так как повлечет за собой неисполнение обязательств бюджета по действующим соглашениям (муниципальным контрактам, договорам) и рост кредиторской задолженности. Включение расходов на финансирование производства работ по оборудованию водонепроницаемым покрытием мест временного складирования снега в бюджет ЗАТО Александровск возможно не ранее декабря 2023 года, при условии выделения из федерального и областного бюджетов средств на реализацию программы реновации ЗАТО. Казенные учреждения осуществляют размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по этой причине, с момента принятия решения о местном бюджете и до получения результатов по оборудованию площадок, с учетом сроков, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ необходимо 6-7 месяцев.

Представитель третьего лица – Центра гигиены и эпидемиологии №120 Федерального медико-биологического агентства (далее по тексту ФГБУЗ ЦГиЭ №120 ФМБА России) в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что п.34 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлено требование к хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз снега, о складировании его на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозу на снегоплавильные установки, а также по недопущению размещения собранного снега и льда на детских спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. Собираемый и складируемый на площадках снег может содержать противогололедные реагенты, продукты выбросов котельной, продукты выбросов от автотранспорта. При отсутствии водонепроницаемого покрытия на площадках складирования в процессе таяния снега происходит просачивание талых вод в почву и попадание их в грунтовые воды, а затем в поверхностные водные объекты, в том числе, используемые в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. Такие воды могут содержать тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды, легкорастворимые соли, детергенты, канцерогенные вещества, способные привести к массовым отравлениям населения, росту онкологических и других хронических заболеваний. До введения в действие СанПин 2.1.7.3550-2019 действовал СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», который действовал с 05.08.1988 г. по 03.12.2022 г. и не содержал требований к площадкам для складирования снега. Вместе с тем, у Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области было достаточно времени с момента вступления в действие требований санитарного законодательства в части должного оборудования мест складирования снега (с 01.01.2020 г.) для проведения мероприятий, направленных на соблюдение требований санитарных правил. Представитель третьего лица полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица – Межрегионального управления №120 Федерального медико-биологического агентства (далее по тексту Межрегиональное управление №120 ФМБА России) в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что на основании Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Снежный покров представляет собой естественный накопитель загрязнений зимой. Показатели загрязнения снежного покрова в населенных пунктах и по массе и по составу являются суммарным результатом воздействия многих источников, таких как автомобильный транспорт, противогололедные материалы, промышленные предприятия, жизнедеятельность человека и другие. Загрязняющие вещества от источников негативного воздействия после таяния снега и льда в весенне-летний период аккумулируются в почвогрунте площадок для складирования снежных масс или вместе с талыми водами свободно мигрируют по рельефу местности на нижерасположенные земельные участки и водные объекты. Складирование собранного снега допускается осуществлять на специально-отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Опасность несанкционированного складирования снежных масс кроется в содержании в загрязненном снеге бытового мусора, песчано-соляных смесей, нефтепродуктов и других экотоксикантов. В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил на территории ЗАТО Александровск, оборудование мест для размещения загрязненного от уборки территорий снега в соответствии с требованиями санитарного законодательства относится к полномочиям ответчика и осуществляется за счет средств бюджета администрации. В нарушение требований законодательства площадки для складирования снега в ЗАТО Александровск не оборудованы водонепроницаемым покрытием, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, чем нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания. Представитель третьего лица полагал, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Министерства финансов Мурманской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Предоставил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указал, что МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» является подведомственным учреждением администрации ЗАТО Александровск. Организация благоустройства территорий муниципального, городского округа в соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 14.10.2008 г. №487-ПП, в полномочия Министерства не входит утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств местного бюджета. В этой связи при рассмотрении настоящего гражданского дела права и обязанности Министерства финансов Мурманской области не могут быть затронуты, Министерство не имеет отношение к рассматриваемому спору. Министерство просило суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – министерства строительства Мурманской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона Российской Федерацииот 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.1 ст. 11 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства территории муниципального, городского округа (п. 24, 25).

В соответствии с п. 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно ст. 41 Устава муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета народных депутатов ЗАТО Александровск от 26.05.2009 г. №31 к полномочиям Администрации ЗАТО относится обеспечение исполнение полномочий органов местного самоуправления ЗАТО Александровск по решению вопросов местно значения, организация благоустройства территории ЗАТО Александровск, осуществления функций распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета ЗАТО Александровск.

На основании пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации местная администрация осуществляет бюджетные полномочия, в том числе обеспечивает составление проекта бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа, разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение представительного органа, обеспечивает управление муниципальным долгом, а также осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Муниципальное казенное учреждение «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» создано в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск №2577 от 24.11.2011 г.

Согласно Уставу МКУ «ОКС ЗАТО Александровск», утвержденному постановлением администрации ЗАТО Александровск 17.06.2022 г. №1513, учредителем и собственником имущества казенного учреждения является муниципальное образование городской округ ЗАТО Александровск. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск осуществляет Администрация МО ГО ЗАТО Александровск Мурманской области, в ведении которого находится казенное учреждение. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск по утвержденной учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета (п.1.18 Устава). Предметом деятельности казенного учреждения, является, в том числе, благоустройство территории ЗАТО Александровск (п.2.2 Устава), выполняющего функции муниципального заказчика (заказчика-застройщика) на объектах, финансируемых за счет средств местного бюджета ЗАТО Александровск, в том числе с привлечением средств из бюджетов другого уровня (п.2.3.1 Устава). Источниками финансового обеспечения казенного учреждения являются: средства, выделяемые из бюджета муниципального учреждения городской округ ЗАТО Александровск, согласно утвержденной бюджетной системе; иные источник (п. 3.6 Устава).

Распоряжением администрации ЗАТО Александровск №604-р от 07.12.2011 г.назначена комиссия по выбору площадок для вывоза и временного складирования снега. По результатам работы комиссии составлены акты от 13.12.2011 г., 11.01.2012 г. по выбору площадок для вывоза и временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск. Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 16.01.2012 г. №29 был утвержден Перечень площадок для вывоза и временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск Мурманской области. В указанный перечень неоднократно вносились изменения.

В соответствии с Правилами благоустройства территории ЗАТО Александровск, принятыми решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 10.12.2012 г. № 86 (в редакции от 06.06.2023 г. №40), в целях своевременной и качественной снегоочистки улиц и надлежащего содержания территорий, ликвидации последствий сильных снегопадов, Постановлением Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области от 22.09.2023 г. №1788 внесены изменения в постановление от 16.01.2012 г. №29 (в редакции от 18.01.2022 г. №69).

Утверждены следующие площадки для вывоза и временного складирования снега на территории ЗАТО Александровск Мурманской области:

в г. Снежногорске:

1. площадка расположена на территории бывшего военного городка №1 (ВГ-1), по левой стороне от существующих нежилых строений; кадастровые номера земельных участков 51:21:0010102:16, 51:21:0010102:17, размеры площадки 50х50 м, площадь 2500 кв.м;

2. площадка расположена на расстоянии 200 метров от гаражного кооператива «Северный», вверх по дороге справа от гаражных боксов; кадастровый номер земельного участка 51:21:0010102:26, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м;

в г. Полярный:

3. площадка расположена на ул. Комсомольская, в районе здания котельной войсковой части 70148, по правой стороне автодороги г. Полярный-г. Мурманск; кадастровый квартал 51:08:0010106, размеры площадки 50х60 м, площадь 3000 кв.м;

4. площадка расположена по дороге в Горячие Ручьи, ул. Котельникова, в районе гаражной застройки, на расстоянии 50 метров от ГСК «Салют 1»; кадастровый номер земельного участка 51:080050104:14, размеры площадки 20х20;, площадь 400 кв.м;

5. площадка расположена на расстоянии 230 метров от автодороги общего пользования местного значения по направлению в г. Полярный, ул. Комсомольская, по левой стороне городской автодороги; кадастровый квартал 51:08:0010106, размеры площадки 15х30 м, площадь 450 кв.м;

в г. Гаджиево:

6. площадка расположена по ул. Советской, в районе «7 неба», в направлении от здания ООО «База механизации» по адресу: ул. Советская, д. 87, корпус 2 (гараж на 30 автомашин), на расстоянии 240 м; кадастровый квартал 51:23:0010701, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м;

7. площадка расположена по ул. Советской, в районе «7 неба», в направлении от здания ООО «База механизации» по адресу: ул. Советская, д. 87, корпус 2 (гараж на 30 автомашин), на расстоянии 280 м; размеры площадки 50х60 м, площадь 3000 кв.м;

в н.п. Оленья Губа:

8. участок расположен по правой стороне автомобильной дороги, по направлению к воинской части 13090, в районе гаражей №86-88 ГПК «Вега»; кадастровый квартал 51:23:0040002, размер площадки 30х60 м, площадь 1800 кв.м;

9. участок расположен по правой стороне участка городской автодороги от здания КПП на расстоянии 295 м; кадастровый квартал 51:23:0040002, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м.

Вывоз снега осуществляется в рамках заключенных МКУ «ОКС ЗАТО Александровск» муниципальных контрактов и возложен на подрядные организации, выполняющие работы по содержанию улично-дорожной сети на территории ЗАТО Александровск. Условиями контрактов предусмотрена погрузка снега в автотранспортные средства с последующим вывозом в места временного хранения снега.

По результатам проведенной в 2023 году прокуратурой Кольского района Мурманской области проверки по вопросу исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, выявлено нарушения при организации работы по складированию снега на территории ЗАТО Александровск Мурманской области.

В нарушение требований законодательства: Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", места временного складирования снега не оборудованы водонепроницаемым покрытием.

Указанные нарушения послужили основанием для внесения прокурором 21.02.2023 г. представления Главе администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей среды.

В ответе от 28.03.2023 г. года на представление прокурора администрацией ЗАТО Александровск Мурманской области сообщено об имеющихся первоочередных расходах местного бюджета, приоритетных бюджетных ассигнованиях на реализацию национальных и региональных проектов, высокодотационность местного бюджета, о ведении активной работы с исполнительными органами государственной власти Мурманской области по привлечению финансовой помощи для решения проблемных вопросов местного бюджета. Даны пояснения о том, что поэтапное решение проблемных вопросов, указанных в представлении, возможно в течение 2024 финансового года и планового периода 2025 и 2026 годов на условиях со финансирования с областным бюджетом.

Учитывая, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения закона устранены не были, прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Указанные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории городов Полярный, Снежногорск, Гаджиево, н.п. Оленья Губа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Из системного анализа положений пунктов 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", следует, что уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться администрацией в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды.

Таким образом, ответчики должны принимать меры к созданию (обустройству) площадок для складирования снега, сбор которого производится с территории ЗАТО Александровск Мурманской области, соответствующих требованиям пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21. Каких-либо убедительных доказательств принятия данных мер со стороны ответчиков не представлено.

Ненадлежащее выполнение ответчиками возложенных законом обязанностей по обустройству специального места для складирования снега, соответствующего требованиями федерального законодательства, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории данного городского округа, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Возражая против удовлетворения иска в части сроков исполнения решения суда, ответчики ссылался на то, что невыполнение им требований санитарно-эпидемиологического законодательства обусловлено значительным количеством полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, при отсутствии необходимых для этого денежных средств.

При этом, неурегулированность бюджетных взаимоотношений ответчиков с бюджетами других уровней, недостаточность финансирования органов местного самоуправления не является обстоятельством, влекущим отказ в удовлетворении требований прокурора, поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а право каждого на благоприятную окружающую среду отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Не смотря на то обстоятельство, что СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», который действовал с 05.08.1988 г. по 03.12.2022 г. не содержал требований к площадкам для складирования снега, соблюдение СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3, является обязательным, свое действие распространяет на правоотношения сторон.

Удовлетворяя требование прокурора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом суд учитывает следующие обстоятельства.

Муниципальное казенное учреждение «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск», обладающее статусом казенного учреждения, администрация муниципального образования, осуществляют свою деятельность в рамках утвержденного представительным органом местного самоуправления (Советом народных депутатов ЗАТО Александровск) бюджета на соответствующий плановый период, для выполнения работ по исполнению судебного решения необходимо реализовать следующие мероприятия: утверждение бюджета муниципального округа на 2024 и 2025 годы, в рамках которого предусмотреть наличие достаточных средств на его исполнение в соответствии с заключением о проверке достоверности сметной стоимости работ; поиск подрядной организации, проведение закупочных процедур и заключение договора на выполнение работ по исполнению решения суда; выполнение подрядной организацией строительных работ, приемка результата работ заказчиком.

Срок к совершению действий по устранению установленных нарушений - до 01 июня 2025 года, по мнению суда, являются разумным и достаточным, не нарушает баланс интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов, решение суда в данной части направлено на скорейшее восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц.

При наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопрос об отсрочке исполнения решения суда по заявлению ответчиков может быть разрешен в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд полагает, что требования прокурора об оборудовании мест для складирования снега являются законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства, и подлежат удовлетворению, в части сроков исполнения решения суда - частично.

Руководствуясь

ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

На Муниципального казенное учреждение «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» за счет средств Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области возложить обязанность в срок до 01 июня 2025 года оборудовать места для складирования снега, Перечень которых утвержден Постановлением Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области от 22.09.2023 г. №1788, а именно:

в г. Снежногорске:

- площадка расположена на территории бывшего военного городка №1 (ВГ-1), по левой стороне от существующих нежилых строений; кадастровые номера земельных участков 51:21:0010102:16, 51:21:0010102:17, размеры площадки 50х50 м, площадь 2500 кв.м,

- площадка расположена на расстоянии 200 метров от гаражного кооператива «Северный», вверх по дороге справа от гаражных боксов; кадастровый номер земельного участка 51:21:0010102:26, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м;

в г. Полярный:

- площадка расположена на ул. Комсомольская, в районе здания котельной войсковой части 70148, по правой стороне автодороги г. Полярный-г. Мурманск; кадастровый квартал 51:08:0010106, размеры площадки 50х60 м, площадь 3000 кв.м;

- площадка расположена по дороге в Горячие Ручьи, ул. Котельникова, в районе гаражной застройки, на расстоянии 50 метров от ГСК «Салют 1»; кадастровый номер земельного участка 51:080050104:14, размеры площадки 20х20;, площадь 400 кв.м;

- площадка расположена на расстоянии 230 метров от автодороги общего пользования местного значения по направлению в г. Полярный, ул. Комсомольская, по левой стороне городской автодороги; кадастровый квартал 51:08:0010106, размеры площадки 15х30 м, площадь 450 кв.м;

в г. Гаджиево:

- площадка расположена по ул. Советской, в районе «7 неба», в направлении от здания ООО «База механизации» по адресу: ул. Советская, д. 87, корпус 2 (гараж на 30 автомашин), на расстоянии 240 м; кадастровый квартал 51:23:0010701, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м;

- площадка расположена по ул. Советской, в районе «7 неба», в направлении от здания ООО «База механизации» по адресу: ул. Советская, д. 87, корпус 2 (гараж на 30 автомашин), на расстоянии 280 м; размеры площадки 50х60 м, площадь 3000 кв.м;

в н.п. Оленья Губа:

- участок расположен по правой стороне автомобильной дороги, по направлению к воинской части 13090, в районе гаражей №86-88 ГПК «Вега»; кадастровый квартал 51:23:0040002, размер площадки 30х60 м, площадь 1800 кв.м;

- участок расположен по правой стороне участка городской автодороги от здания КПП на расстоянии 295 м; кадастровый квартал 51:23:0040002, размеры площадки 30х50 м, площадь 1500 кв.м,

в соответствии с п. 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3, водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 21 ноября 2023 года.

Судья Н. М. Соколова

2-1244/2023 ~ М-795/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Кольского района Мурманской области
Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области
МКУ "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск"
Другие
Министерство строительства Мурманской области
Министерство Природных Ресурсов и Экологии Мурманской Области
Межрегиональное управление №120 ФМБА России по Мурманской области
ФГБУЗ ЦГиЭ №120 ФМБА России
Министерство финансов Мурманской области
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Соколова Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее