Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1615/2023 ~ М-349/2023 от 23.01.2023

К делу № 2-1615/2023

УИД 61RS0022-01-2023-000446-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2023 года                                г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи          Полиевой О.М.,

при секретаре судебного заседания                Шкурко В.В.,

с участием помощника прокурора г. Таганрога      Ищенко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Шваб И. Г. к ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» об обязании выполнить перерасчет пособия по безработице,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском в интересах Шваб И.Г. к ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» об обязании выплатить перерасчет пособия по безработице. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Таганрога на основании обращения Шваб И.Г. проведена проверка исполнения ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» законодательства о занятости населения. Установлено, что Шваб И.Г. <дата> через личный кабинет единой цифровой платформы «Работа России» обратилась в ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Последним местом трудовой деятельности Шваб И.Г. являлось ООО «<данные изъяты>», в котором она осуществляла трудовую деятельность с <дата> и была уволена <дата> на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). Шваб И.Г. <дата> поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, <дата> признана безработной.

Согласно полученным центром занятости сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета (СЗИ-ИЛС) гражданки Шваб И.Г. работодателем ООО «Торговый дом «Лазурит» за отчетный <дата> календарный год поданы сведения о страховом стаже и сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в ее пользу только за 1,2,3 кварталы, а сведения за <дата> года и <дата> года отсутствовали.

В связи с отсутствием сведений о среднем заработке за <дата> года Шваб И.Г. назначено пособие по безработице продолжительностью 3 месяца с <дата> по <дата> в минимально размере. Вместе с тем указанные сведения представлены ООО «Торговый дом «Лазурит» за <дата><дата>, за <дата><дата>. Согласно приказу ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от <дата> Шваб И.Г. с <дата> снята с регистрационного учета в качестве безработного в связи с трудоустройством.

Несмотря на неоднократные обращения Шваб И.Г. в ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» с просьбой о перерасчете размера пособия по безработице в связи с представлением работодателем необходимых сведений, перерасчет пособия не произведен. Ввиду неправомерных действий работодателя Шваб И.Г. была вынуждена получать с <дата> по <дата> пособие по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, пособие подлежит перерасчету за указанный период в соответствии с представленными ООО «Торговый дом «Лазурит» сведениями о страховом стаже и сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу Шваб И.Г.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Таганрога <дата> в ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» внесено представление, которое <дата> рассмотрено, однако нарушения не устранены.

Просит суд обязать ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет пособия по безработице Шваб И.Г. за период времени с <дата> по <дата>, учитывая представленные ООО «Торговый дом «Лазурит» сведения о страховом стаже и сумме выплат и иных вознаграждений за <дата>.

Помощник прокурора г. Таганрога – Ищенко И.П., истец Шваб И.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, ранее направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что данные за <дата> г. на момент постановки на учет в качестве безработной, в период состояния на учете в качестве безработной, а также на момент снятия с учета Шваб И.Н. отсутствовали. ООО ТД «Лазурит» не сделал обязательные страховые отчисления в ФПСС РФ по Шваб И.Г., что не позволило ответчику в период нахождения ее на учете в качестве безработной назначить пособие по безработице в максимальном размере. <дата> от ФПСС по СМЭВ поступили сведения о заработной плате или доходе Шваб И.Г., на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за <дата>. На момент получения сведений, влияющих на размер и сроки выплаты пособия по безработице, Шваб И.Г. не состояла уже на учете в качестве безработной в центре занятости населения. Издать приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, не представилось возможным, т.к. это будет противоречить Приказу Минтруда России от <дата> .

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Поводом для предъявления данного искового заявления послужило обращение Шваб И.Г. в прокуратуру г. Таганрога, в котором она просит провести проверку и защитить ее нарушенное конституционное право, а также информация ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от <дата> (л.д.6).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от 19.04.1991 № 1032-1).

В силу положений части 1 статьи 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с частями 1,2 статьи 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. (ч.4)

Частью 1 статьи 30 Закона № 1032-1 определено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Средний заработок для определения размера пособия по безработице исчисляется органами службы занятости на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», на основе полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а именно за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы.

Согласно ст. 34 Закона № 1032-1 пособие по безработице гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

С 18 ноября 2021 г. порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы регулируется Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).

Так, постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (п. 4 Правил).

Согласно п. 5 Правил, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (далее - резюме) в форме электронного документа.

В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок.

В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления и резюме в электронной форме путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с получением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Гражданам, обратившимся в центр занятости населения обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.

При личном посещении центра занятости населения такой гражданин предъявляет паспорт или документ, его заменяющий.

В случае отсутствия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" центр занятости населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает в случае согласия гражданина, обратившегося в центр занятости населения, завершение прохождения им процедуры регистрации в указанной системе.

В случае наличия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающее информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" его обращение в центр занятости населения за содействием в подаче заявления и резюме, а также оценка резюме (по его желанию), постановка на регистрационный учет и поиск подходящей работы (вакансий) осуществляются в день обращения. (п. 17 Правил).

Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения. (п.19 Правил)

Согласно материалам дела, Шваб И.Г. обратилась к ответчику через личный кабинет единой цифровой платформы «Работа России» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (л.д.11).

Последним местом трудовой деятельности Шваб И.Г. является ООО ТД «Лазурит», должность продавец-консультант, откуда она уволена <дата> в соответствии с п.3 ст. 77 ТК РФ.

<дата> Шваб И.Г. поставлена на регистрационный учет в целях подходящей работы.

В полученных от Пенсионного фонда РФ по СМЭВ сведениях о заработной плате или доходе гражданки Шваб И.Г., на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, имеются сведения за <дата>. Данные за <дата> года отсутствуют (л.д.16-17).

Согласно ответу ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от <дата><дата> гражданка Шваб И.Г. признана безработной. Пособие по безработице ей назначено продолжительностью 3 месяца с <дата> по <дата> в размере минимальной величины пособия по безработице.

Гражданке Шваб И.Г. были даны разъяснения о том, что при получении центром занятости сведений о ее заработной плате за необходимый период времени, размер пособия по безработице будет ей изменен.

Также гражданка Шваб И.Г. проинформирована, что центр занятости населения для произведения перерасчета размера пособия не может принять от нее справку о среднем заработке с последнего места работы на бумажном носителе, т.к. это не определено п. 3 постановления Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 (л.д.9-10).

Согласно п. 20 Правил в случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы).

Пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)» установлено в том числе, что средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», работодателем в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 13 настоящих Правил, в случае если:

а) гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления;

б) доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами в части обязательного пенсионного страхования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 422 (в части, относящейся к прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям) Налогового кодекса Российской Федерации;

в) периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы;

г) у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.

Действительно в настоящее время согласно Перечню сведений, запрашиваемых центрами занятости населения (Приложение к Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы), центры занятости населения запрашивают в Пенсионном фонде РФ сведения о выплатах и об иных вознаграждениях по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 28 Правил Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях, в том числе в случае трудоустройства зарегистрированного гражданина.

Согласно приказу от <дата> Шваб И.Г. была принята на работу к ИП Самохвалову С.А. (л.д.62)

Согласно приказу ответчика от <дата> Шваб И.Г. была снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы с <дата> в связи с признанием гражданина занятым (л.д.60).

Согласно приказу ответчика от <дата> Шваб И.Г. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (л.д.61).

Согласно ответу ГКУ РО «Центр занятости населения г. Таганрога» от <дата> -<дата> от ПФ РФ по СМЭВ поступили сведения о заработной плате или доходе Шваб И.Г., на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2021 года (л.д.63).

Согласно п.14 Приказа Минтруда России от 22.02.2019 № 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 № 55424) при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.

Суд не принимает возражения ответчика о том, что на момент поступления сведений о доходах истца за 4 квартал она уже была снята с учета в качестве безработной, поэтому произвести перерасчет не представляется возможным, поскольку таких ограничений законом не предусмотрено, напротив невыплата пособия в установленном размере не отвечало бы гарантиям государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Несвоевременная передача работодателем сведений о доходах работника, не должна нести неблагоприятных последствия для лица, претендующего на установленную законом выплату.

В связи с чем, исковые требования об обязании выполнить перерасчет пособия по безработице, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░    

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.03.2023.

2-1615/2023 ~ М-349/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шваб Илона Геннадьевна
Прокурор г.Таганрога
Ответчики
ГКУ РО"Центр занятости населения г.Таганрога"
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Полиева Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
taganrogsky--ros.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Подготовка дела (собеседование)
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024Дело оформлено
21.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее