Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 1-106/2023 от 28.02.2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о возвращении уголовного дела прокурору

с. Богучаны Красноярского края                     01 ноября 2023 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Яхиной Е.С., при секретаре Баюровой А.М., с участием:

государственного обвинителя – заместителя прокурора Богучанского района Красноярского края Прибыткиной А.Н.,

подсудимого Чемичева М.С. и его защитника, действующего по соглашению, - адвоката Ивановой Н.А., на основании удостоверения № ... и ордера № ... от ... года,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:

        Чемичева М.С., родившегося ...

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 171.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Уголовное дело по обвинению Чемичева М.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, поступило в Богучанский районный суд Красноярского края 28.02.2023 года.

Органом предварительного расследования Чемичеву М.С. предъявлено обвинение в приобретении, перевозке в целях сбыта и продаже немаркированной алкогольной продукции, подлежащий обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными маркими, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, при следующих обстоятельствах.

В неустановленное в ходе предварительного следствия время, но не позднее ... года, более точные дата и время следствием не установлены, у Чемичева М.С., находящегося в неустановленном следствии месте, в целях незаконного обогащения и получения материальной выгоды, из корыстных побуждений возник преступный умысел, направленный на закупку, перевозку в целях сбыта алкогольной продукции, табачных изделий без маркировки, в крупном размере.

Федеральным законом №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту – Федеральный закон №171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензии выдаются на закупку, перевозку, хранение и розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ, под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; заверенной подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копией извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копией извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, производство и оборот спиртосодержащей продукции осуществляются юридическими лицами.

Согласно статьи 5 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование производства, закупки, хранения, поставок и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями. Статьей 6 № 171-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 154 от 24 февраля 2009 года «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (Росалкогольрегулирование) утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. В соответствии с п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, Росалкогольрегулирование осуществляет полномочия по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 3 подпункта 1.1 и пунктом 3.52 Постановления Правительства Красноярского края № 57 –п от 27.08.2008 Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края осуществляет государственное регулирование розничной торговли алкогольной продукции и осуществляет выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, законодательно закреплен порядок оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно, закупать, перевозить, хранить алкогольную и спиртосодержащею продукцию, а также осуществлять розничную продажу алкогольной продукции могут только юридические лица при наличии лицензии на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной уполномоченным органом государственной власти в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 27 от 26.01.2010 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» установлено, что табачная продукция, производимая и предназначенная для реализации на территории Российской Федерации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке специальными марками для маркировки табачной продукции установленного образца.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 22 ст. «Технического регламента на табачную продукцию» Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее Федеральный закон № 268-ФЗ от 22.12.2008), а также согласно ст. 4 главы 2 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014 табак – растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий. Табачные изделия – продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения. Табачная продукция – табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.

Согласно пунктам 2 и 5 ст. 4 № Федерального закона 268-ФЗ от 22.12.2008 табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим постановлением образцов.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ №792 от 28.04.2018 утвержден перечень товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в который входит табачная продукция.

Также, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона № 15 от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от взаимодействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства России о техническом регулировании.

Таким образом, специальный порядок оборота табачных изделий на территории Российской Федерации законодательно закреплен и установлен запрет на приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта немаркированных табачных изделий.

Акцизная и специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации табачных изделий и алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации табачных изделий и алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Реализуя свой единый преступный умысел, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения установленного законодательством Российской Федерации экономического и правового порядка, обеспечивающего нормальный оборот алкогольной продукции и табачных изделий, а также установленный порядок налогообложения товаров, и желая их наступления несмотря на установленный порядок маркировки алкогольной и табачной продукции, ввезенной на территорию РФ, Чемичев М.С. в неустановленные дату и время, но не позднее 27.01.2022 в неустановленном месте, у неустановленного следствием лица умышленно в целях дальнейшего сбыта незаконно приобрел без каких-либо сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной и табачной продукции, в том числе без обязательных сертификатов соответствия, алкогольную продукцию и табачные изделия различного вида – без акцизных марок и федеральных специальных марок, изготовленных производством Гознак, а также содержащие акцизные марки и федеральные специальные марки, которые согласно заключения эксперта № 106 от 22.10.2022 изготовлены не производством Гознак, хотя указанная продукция, в соответствии с действующим законодательством, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками либо акцизными марками, защищенными от подделки, а именно:

1. 578 бутылок немаркированной алкогольной продукции, а именно:

- немаркированная алкогольная продукция со спиртосодержащей жидкостью марки «...» в количестве 209 бутылок, объемом 0,5 литра стоимостью 203 рубля за бутылку, на общую сумму 42 427 рублей;

- немаркированная алкогольная продукция со спиртосодержащей жидкостью марки «...» в количестве 369 бутылок, объемом 0,5 литра стоимостью 203 рубля за бутылку, на общую сумму 74 907 рублей. Материальный ущерб на общую сумму 117 334 рубля.

2. 5306 пачек немаркированных табачных изделий, а именно:

-сигареты марки «...» в количестве 790 пачек, стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 88 480 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 480 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 53 760 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 23 пачки стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 2 576 рублей;

-сигареты марки ...в количестве 7 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 784 рубля;

-сигареты марки «...» в количестве 5 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 560 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 9 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 1 008 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 49 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 5 488 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 9 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 1 008 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 4 пачки стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 448 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 839 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 93 968 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 650 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 72 800 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 310 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 34 720 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 520 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 58 240 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 30 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 3 360 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 810 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 90 720 рублей;

- сигареты марки «...» в количестве 1 пачки стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 112 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 270 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 30 240 рублей;

-сигареты марки «...» в количестве 500 пачек стоимостью 112 рублей за пачку, на общую сумму 56 000 рублей. Материальный ущерб на общую сумму 594 272 рубля.

Продолжая действовать во исполнение своего единого преступного умысла Чемичев М.С. передвигаясь на автомобиле марки «...», государственный регистрационный знак ... регион, перевез вышеуказанную немаркированную алкогольную продукцию и немаркированные табачные изделия ..., где реализуя свой преступный умысел, направленный на сбыт вышеуказанной продукции, Чемичев М.С., ... в утреннее время, точное время следствием не установлено, сбыл 40 бутылок немаркированной спиртосодержащей жидкости марки «...» в магазин «...», расположенный по адресу: .... После чего, продолжая реализовывать единый преступный умысел, ... года в утреннее время, точное время следствием не установлено, сбыл в магазин «...», расположенный по адресу: ... немаркированную табачную продукцию в количестве 107 пачек.

... в период времени с 16 часов 15 минут по 17 часов 30 минут, в ходе осмотра места происшествия, а именно автомобиля марки «...», государственный регистрационный знак ... регион, припаркованного по адресу: ..., проводимого сотрудниками полиции Отдела МВД России по Богучанскому району, изъяты немаркированная алкогольная продукция в количестве 538 бутылок объемом 0,5 литра, а также немаркированные табачные изделия в количестве 5199 пачек, которые Чемичев М.С. перевозил с целью дальнейшего сбыта.

Согласно справки об исследовании ... года стоимость немаркированной алкогольной продукции и немаркированных табачных изделий составляет 117 334 рубля 00 копеек и 594 272 рубля 00 копеек соответственно, что является крупным размером.

    В судебном заседании защитником подсудимого Чемичева М.С. – адвокатом Ивановой, на рассмотрение постановлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору, в порядке п.1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, исключающих возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основании данного заключения.

Выслушав государственного обвинителя, возражавшего относительно возвращения уголовного дела прокурору, мнение подсудимого, поддерживавшего в полном объёме позицию защитника, проверив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основании данного заключения.

В соответствии с правовой позицией выраженной в постановлении Конституционного суда РФ от 08 декабря 2003 года №18-П, положения ч.1 ст.237 УПК РФ не исключают правомочия суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом во всех случаях, когда в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, неустранимые в судебном производстве, если возвращение дела не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия.

Таким образом, основанием для возвращения дела прокурору является нарушение норм уголовно-процессуального закона, которые не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям закона, обоснованности и справедливости.

Согласно п.п. 3,4 ч. 1 ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении должны быть указаны: существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировка предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление.

Объективную сторону ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, составляет производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере.

Диспозиция ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, является бланкетной нормой. По смыслу закона, при применении бланкетных норм правоприменитель обязан обратиться к соответствующим правилам, включённым в диспозицию названных норм права.

Между тем, в описательной части обвинительного заключения, ссылка на конкретные нормы законодательства, регламентирующие обязательную маркировку алкогольной продукции акцизными марками либо федеральными специальными марками, несоблюдение которых влечёт уголовную ответственность по ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, отсутствует.

Из требований ст. ст. 73, 171 и 220 УПК РФ и их взаимосвязи со ст. 3 УК РФ вытекает, что существо предъявленного обвинения должно основываться не на произвольном усмотрении лица, производящего предварительное расследование, а на установленных при производстве по делу и подлежащих обязательному доказыванию обстоятельствах в строгом соответствии с уголовным законом, определяющим преступность и наказуемость совершенного деяния.

Согласно ст. 15 УПК РФ функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Допущенные органом следствия ошибки и противоречия в описании преступных деяний, инкриминированных Чемичеву М.С., являются, существенным нарушением уголовно-процессуального закона, исключающим возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения. Данное нарушение не может быть устранено судом, поскольку суд не может по своей инициативе формулировать существо предъявленного подсудимому обвинения.

Поскольку допущенные органами следствия нарушения не могут быть устранены в судебном производстве, суд полагает необходимым возвратить уголовное дело прокурору на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Разрешая в соответствии с ч. 3 ст. 237 УПК РФ вопрос о мере пресечения в отношении Чемичева М.С., в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, надлежащего проведения в разумные сроки необходимых процессуальных действий, характера и тяжести предъявленного Чемичеву М.С. обвинения, с учётом данных о его личности, всех заслуживающих внимание по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о сохранении Чемичеву М.С. ранее избранной ему меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 256, ч.1 ст. 237 УПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Возвратить прокурору Богучанского района Красноярского края уголовное дело в отношении Чемичева М.С., по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Избранную Чемичеву М.С. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, - оставить без изменения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение 15 суток со дня его вынесения.

    Председательствующий                         Е.С. Яхина.

    Копия верна.

    Судья                                    Е.С. Яхина.

1-106/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
ВОЗВРАЩЕНО ПРОКУРОРУ или РУКОВОДИТЕЛЮ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНАОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (обв. акт) СОСТАВЛЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ требований Кодекса
Ответчики
Чемичев Максим Сергеевич
Другие
Иванова Наталья Александровна
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Яхина Елена Сергеевна
Статьи

ст.171.1 ч.5 УК РФ

Дело на сайте суда
boguchan--krk.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация поступившего в суд дела
28.02.2023Передача материалов дела судье
28.03.2023Решение в отношении поступившего уголовного дела
06.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее