Дело №2-66/2023
УИД 75RS0016-01-2022-001604-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 26 января 2023 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Солонина С.В.,
при секретаре судебного заседания Красильниковой Т.И.,
с участием истца – Нуштаева М.М.,
третьего лица Нуштаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Нуштаева Михаила Михайловича, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО11 ФИО10 к администрации городского поселения «Амазарское», администрации МР «Могочинский район» о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
истец Нуштаев М.М. действующий за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО3 обратился в Могочинский районный суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
В ДД.ММ.ГГГГ г. администрация п. Амазар предоставила квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> его матери, а после её смерти, он как лицо, продолжавший проживать в квартире заключил договор социального найма. ДД.ММ.ГГГГ г. он пожелал приватизировать квартиру, но получил отказать, поскольку согласно сведениям администрации, спорная квартира на балансе ответчика не состоит. Считает, что все же имеет право на приватизацию квартиры и просит признать право собственности на ним и за детьми, которые зарегистрированы в ним.
Истец Нуштаев М.М. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Третье лицо, Нуштаева О.В. считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Ответчики представитель администрации городского поселения «Амазарское» и администрация муниципального района «Могочинский район» судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии, возражений по существу заявленных требований не предоставили.
Представители третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Забайкальского края в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.
Суд учитывает, что неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт их причины неявки неуважительными. Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствии лиц, которые надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав истца, третье лицо, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе признанием права.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Статья 4. Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Между тем ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно п.1 договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ администрация ГП «Амазарское» предоставила в бессрочное владение и пользование находящуюся в муниципальной собственности квартиру по адресу: <адрес> Нуштаеву М.М. (л.д.13-15).
Согласно сведениям Росреестра права собственности на <адрес>, <адрес> <адрес> не зарегистрировано (л.д.16-21).
Согласно справке Нуштаев М.М. и его несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают в указанной квартире (л.д.27-28).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорная квартира не состоит на балансе городского поселения «Амазарское» как муниципальная собственность (л.д.29).
Из акта обследования и заключения администрации ГП «Амазарское» следует, что жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес> является пригодным для проживания и отвечающим условиям (л.д.30-31).
Анализируя вышеперечисленные доказательства, которые отвечают всем требованиям относимости и допустимости, в связи, с чем суд придаёт им доказательственное значение, суд приходит к выводу, что истец пользуется спорной квартирой на основании договора социального найма, данный договор не оспорен и не признан недействительным. Позиция, ответчика, что квартира не находится в муниципальной собственности опровергается представленным договором. При этом не оформление прав собственности муниципальным образование на квартиры, не освобождает ответчика от осуществления прав по содержанию жилого фонда, находящегося в пределах муниципального образования.
Согласно п.3 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 14. Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Поскольку администрация заключила договор социального найма с истцом, соответственно обязана была заключить договор о передачи в собственность спорной квартиры истцу в порядке приватизации.
Признание права собственности позволяет истцу реализовать право собственности - владеть, пользоваться, распоряжаться недвижимым имуществом, а также на реализации установленного ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право которое гарантировано было государством каждому гражданину.
При данных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить, поскольку в судебном заседании установлено, что истец правом на приватизацию ранее не использовал, квартира соответствует всем требованиям и судом не установлено оснований указанных в ст.4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при котором квартира не может быть приватизирована.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Нуштаева Михаила Михайловича, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО9 ФИО12 ФИО5 к администрации городского поселения «Амазарское», администрации МР «Могочинский район» о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Нуштаевым Михаилом Михайловичем ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженцем <адрес> право собственности на 1/3 доли в праве на недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый №, общей площадью 86,5 кв.м., – в порядке приватизации.
Признать за ФИО9 ФИО13 ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженцем <адрес> право собственности на 1/3 доли в праве на недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый №, общей площадью 86,5 кв.м., – в порядке приватизации.
Признать за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженкой <адрес> право собственности на 1/3 доли в праве на недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый №, общей площадью 86,5 кв.м., – в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру за Нуштаевым Михаилом Михайловичем, ФИО9 ФИО14 ФИО5, ФИО3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд Забайкальского края.
В окончательной форме решение изготовлено 26 января 2023 г.
Председательствующий
судья С.В. Солонин