ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2024 года <адрес>
Судья Изобильненского районного суда, <адрес> Кулик П.П., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ФИО1 привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Изобильненский районный суд, <адрес> поступил материал об административном правонарушении в отношении ФИО1 привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Судья, изучив административный материал, считает его подлежащим возврату по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Сбор доказательств - это функция и право заинтересованных участников производства по делам об административных правонарушениях и должностных лиц, применяющих меры обеспечения и составляющих протоколы об административных правонарушениях. Суд же оказывает содействие собиранию и истребованию доказательств, когда их представление затруднительно.
Иначе говоря, по своей инициативе суд доказательств не собирает, за исключением ряда категорий дел, где это прямо определено законом, например, по делам из публичных правоотношений.
В противном случае, суд получил бы право по своему усмотрению действовать в интересах или против интересов кого-либо из участников производства, собирая доказательства или устраняя в них погрешности вопреки принципу беспристрастного и справедливого правосудия.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не возлагает на судью функцию розыска недостающих доказательств вины правонарушителей и исправления новыми доказательствами - ошибок должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях.
Принцип неотвратимости наступления административной ответственности не означает, что такая ответственность должна наступать любой ценой, что представленные административными органами доказательства обвинительной позиции имеют преимущество перед доказательствами в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, и что обеспечивать это преимущество можно не предусмотренными законом средствами, в том числе путем устранения всех допущенных должностным лицом, составившим протокол, ошибок и противоречий, судьей самостоятельно.
Санкция ст.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из видов наказаний, предусмотренных за совершение данного правонарушения, является административный арест, который в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
В протоколе об административном правонарушении вышеуказанных сведений, позволяющих установить наличие либо отсутствие оснований для применения в отношении ФИО1 административного наказания в виде административного ареста не содержится, при том, что документов указывающих на эти обстоятельства к протоколу также не приложено.
Медицинской справки о наличии либо отсутствии у ФИО1 заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1358, и возможности содержаться в условиях изоляции от общества к протоколу также не приложено.
Данные документы необходимы как для правильного и своевременного рассмотрения дела судьей, объективного и достоверного установления данных о личности лица, привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании, так и для приема последнего в место отбывания административного ареста в случае назначения данного вида административного наказания.
Сведений о принятии должностным лицом, составившим протокол, каких-либо мер по выяснению приведенных обстоятельств в порядке ст. ст. 26.9 - 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеприведенные нарушения являются существенными, не могут быть восполнены при рассмотрении дела судьей и делают затруднительным принятие законного и обоснованного решения по делу, а также препятствуют своевременному рассмотрению дела об административном правонарушении, считаю, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении ФИО1 привлекаемого к административной ответственности по ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с приложенными к нему материалами, подлежат возвращению в орган, должностное лицо которого составило указанный протокол.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с приложенными к нему материалами должностному лицу, составившему протокол, для устранения выявленных судом недостатков.
Определение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Изобильненский районный суд либо путем подачи частной жалобы в течение 10 суток с момента его получения.
СУДЬЯ П.П.КУЛИК