№
27RS0004-01 -202 3-000981-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года <адрес>
Индустриальный районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Казак М.П..
при секретаре судебного заседания ФИО3
с участием: представителя истца - ФИО4, действующей на основании доверенности от 24.03.2023г. №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие, обращении его в собственность государства, разрешении на его уничтожение.
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие, обращении его в собственность государства, разрешении на его уничтожение. В обосновании иска указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в ОЛРР (по <адрес>, Нанайскому и <адрес>м) Управления Росгвардии по <адрес>. В связи с нарушением Федерального закона «Об оружии» у ФИО1 изъято оружие №, №, 2014 г.в. Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия Отдела полиции № УМВД России по <адрес> где и хранятся более одного года, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ФИО1 в течение всего времени (по настоящее время) не принимались какие-либо действия, направленные на возврат принадлежащего ему оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Отдел полиции № УМВД России по <адрес>. Хранение оружия и патронов требует определённых затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и так далее. Отделом ЛРР (по <адрес>, Нанайскому и <адрес>м) Управления Росгвардии по <адрес> гражданину ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление исх. № о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени гражданином ФИО1 совершено не было. В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке гражданин ФИО1 не обращался. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Просили прекратить право собственности гражданина ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие: <данные изъяты> №, 2014 г.в., обратив указанное оружие в государственную собственность. Разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> уничтожение гражданского огнестрельного №
В судебном заседании представитель истца - ФИО4 требования истца поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, которые просила удовлетворить.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица в судебное заседание является выражением его волеизъявления и свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе, предусмотренных статьей 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, с учетом мнения представителя истца, положений статей 113, 117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии», право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно положениям части 1 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает соблюдение определённых требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что оружие №, 2014 г.в. изъято у гр. ФИО1, в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии». Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия Отдела полиции № УМВД России по <адрес> где и хранятся более одного года, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Отделом ЛРР (по <адрес>, Нанайскому и <адрес>м) Управления Росгвардии по <адрес> гражданину ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление исх. № о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени гражданином ФИО1 совершено не было.
В настоящее время гражданское оружие № УМВД России по <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий, определено свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Гражданского кодекса РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 226 Гражданского кодекса РФ.
Согласно положениям части 3 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительномотчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно «Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (пункт 78), оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел (пункт 79).
Согласно статье 238 Гражданского кодекса РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, а именно, что ответчик мер к возврат оружия либо к его реализации в соответствии с действующим законодательством либо отказу от права собственности на данное оружие не предприняла, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие, обращении его в собственность государства.
Вместе с тем, в части требований разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Уничтожение оружия при установленных судом обстоятельствах будет противоречить Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 814).
Так, в соответствии с п. 82 Правил изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении, которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации. Такой экспертизы в отношении Оружия не проводилось.
Уничтожение оружия может привести к нарушению интересов ответчика. Так, из п. 2 ст. 238 ГК РФ следует, что оружие подлежит продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. Истцом не доказано, что Оружие не может быть реализовано. Оснований именно для уничтожения имущества истцом не приведено.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: 12) осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
В соответствии с п. 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из указанных Правил, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ не следует, что войскам национальной гвардии для решения вопроса об уничтожении оружия требуется какая-либо санкция суда. В ходе судебного разбирательства лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что законодательством такое разрешение суда на уничтожение оружия предусмотрено и является необходимым. Суд в своей деятельности не подменяет другие государственные органы.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Такого способа защиты права как разрешение уничтожить оружие действующее законодательство не содержит. Истцом избран неверный способ защиты права. В случае, если длительным хранением оружия нарушаются бюджетные интересы или интересы в области безопасности (как указано истцом в иске) истец вправе, например, обжаловать бездействие органа, не предпринимающего мер к определению судьбы изъятого оружия длительное время либо не обеспечивающего его сохранность.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> № удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО1 <данные изъяты> №, 2014 г.. указанное оружие обратить в собственность государства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать со ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.. уроженца <адрес>, № № выдан ДД.ММ.ГГГГ) в доход муниципального образования <адрес> "<адрес>" государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.П. Казак