Дело №2-1963/24
2.211
УИД 16 RS0049-01-2024-000518-41
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ягудиной Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Шарафутдиновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росгвардии по ... ... к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Росгвардии по ... ... обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие.
В обоснование требований указано, что на основании разрешений на хранение и ношение оружия ФИО1 имел зарегистрированную за ним одну единицу гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №--, разрешение серии РОХа №--, выданной ОЛРР по ... ... от --.--.---- г., сроком действия до --.--.---- г..
В связи с совершением административных правонарушений (протокол №-- от --.--.---- г., протокол №-- от --.--.---- г.) указанное оружие было изъято --.--.---- г. и помещено на временное хранение в ОП №-- «Савиново» УМВД РФ по ... .... Впоследствии указанное оружие было перемещено на склад вооружения ФКУ ЦХиСО МВД по ... ..., где находится в настоящее время.
До настоящего времени ответчиком каких-либо действий, направленных на возврат оружия не предпринимается. В целях оформления разрешительных документов на право хранения оружия либо в целях его уничтожения ФИО3 не обращался.
Бездействие ответчика расценивается истцом как отказ от права собственности на указанное оружие.
На основании изложенного, истец просит прекратить право собственности ФИО1 на одну единицу гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №--, обратив указанное оружие в государственную собственность с последующим его уничтожением установленным порядком.
В судебное заседание представитель истца не явился, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации от --.--.---- г. N 226 "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (п. 16).
В соответствии с пунктом "Б" статьи 14 Указа Президента Российской Федерации от --.--.---- г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от --.--.---- г. N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
В соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Аналогичная позиция закреплена п. 54 гл. XI Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 814-ПП "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации приобретенного охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 и ст. 13 Федерального закона "Об оружии".
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
На основании п. 3 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Исходя из п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 6, 13 ФЗ «Об оружии» гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно ст. 22 ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Судом установлено, что на складе вооружения ФКУ ЦХиСО МВД по ... ... на хранении находится одна единица гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №--, принадлежащего ФИО1, которым с января 2020 года не предпринимаются никакие действия по получению вышеуказанного имущества.
Указанное оружие было изъято --.--.---- г. органами внутренних дел в связи с совершением ответчиком административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.4.1 ст.20.8 КоАП РФ (протокол №-- от --.--.---- г.), ч.3 ст.20.13 КоАП РФ (протокол №-- от --.--.---- г.).
В материалах дела представлены копия уведомления от --.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г., --.--.---- г., направленных в адрес ФИО1, о необходимости принятия им мер к оформлению разрешения на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждению оружия в установленном законом порядке.
ФИО1 не предпринимаются никакие действия по получению вышеуказанного имущества, устранению нарушений.
Не предприняты такие действия и после принятия к производству суда настоящего искового заявления.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Бездействие ответчика расценивается истцом как отказ от права собственности на указанное оружие.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии основания для прекращения права собственности ФИО1 (паспорт серия 9203 №--) на одну единицу гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №--.
Согласно п.п. 82, 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 814, по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что уничтожение оружия производится воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--, оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. N 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчику.
Кроме того, пунктом 82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что оружие имеет культурную ценность, относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, а также то обстоятельство, что запрещено к обороту на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска в части требований об обращении оружия и патронов в государственную собственность с последующим его уничтожением установленным порядком.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Росгвардии по ... ... к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1 (паспорт серия №-- №--) на одну единицу гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №--.
Обратить одну единицу гражданского оружия: «ИЖ-79-9Т», калибра 9 мм Р.А. №-- в государственную собственность, с последующим уничтожением.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серия №-- №--) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Ново-Савиновский районный суд ... ... со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Ягудина Р.Р.