Дело № 2-1325/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.10.2020 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,
при секретаре Тимченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «ЦРБ» Сальского района третье лицо Администрация Сальского района об обязании установить систему видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУЗ «ЦРБ» Сальского района третье лицо Администрация Сальского района об обязании установить систему видеонаблюдения. В обоснование указал на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение указания прокурора Ростовской области от 21.08.2018 № 109/27, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части антитеррористической защищенности объектов культуры по факту похищения малолетнего ребенка из МБУЗ «ЦРБ» Сальского района на предмет установления причин и условий произошедшего, по результатам которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что МБУЗ «ЦРБ» Сальского района находится по адресу: Ростовская область, г. Сальск, ул. Павлова, 2, состоит из поликлинического отделения для взрослых, главного корпуса, лечебного корпуса, которые согласно паспорту безопасности МБУЗ «ЦРБ» Сальского района от 12.05.2017, являются потенциально опасными участками объекта.
В нарушение пункта 14 Требований главным врачом МБУЗ «ЦРБ» Сальского района ненадлежащим образом определены перечень и сроки исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, не установлены прогнозный объем расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источники финансирования. Также указанные рекомендации (выводы) не отражены и в паспорте безопасности объекта.
На объекте имеется система видеонаблюдения с аналоговыми камерами, установленными в поликлиническом отделении для взрослых (5 шт.) в главном корпусе (11 шт.), 2 видеокамеры установлены для уличного наблюдения.
Однако в нарушение пункта 16 Требований, имеющаяся система видеонаблюдения, с учетом количества установленных камер и мест их размещения не позволяет обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), видеокамеры для уличного наблюдения за поликлиническим отделением для взрослых, главным корпусом, лечебным корпусом отсутствуют, кроме того, в лечебном корпусе отсутствуют камеры внутреннего наблюдения.
Таким образом, ненадлежащая антитеррористическая защищенность объекта позволила проникнуть постороннему лицу на территорию МБУЗ «ЦРБ» Сальского района, нарушив режим посещений и похитить новорожденного ребенка.
В медицинской организации, ввиду бездействия должностных лиц МБУЗ «ЦРБ» Сальского района, не созданы надлежащие условия охраны здоровья и безопасности, не приняты меры по обеспечению охраны территории больницы, ограничению свободного входа и пребывания на территории организации посторонних лиц.
По факту выявленных нарушений городским прокурором главному врачу МБУЗ «ЦРБ» Сальского района 07.08.2020 внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены (в связи с отсутствием финансирования).
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и не должны влиять на права пациентов МБУЗ «ЦРБ» Сальского района.
Поскольку отсутствие в МБУЗ «ЦРБ» Сальского района системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности пациентов и работников, пребывающих в МБУЗ «ЦРБ» Сальского района, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд обязать МБУЗ «ЦРБ» <адрес> установить систему уличного видеонаблюдения за поликлиническим отделением для взрослых, главным корпусом и лечебным корпусом, внутреннего видеонаблюдения за лечебным корпусом.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Острикова Е.А. иск признала, но просила предоставить отсрочку до 31.12.2022г. поскольку необходимо выделение денежных средств, утверждения проектной документации после выделения средств - длительная процедура закупки.
Представитель третьего лица по в суд не явился, направив суду письменный отзыв в котором так же просили суд предоставить отсрочку.
Применительно ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, установил следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, предусмотрено, что территория лечебно-профилактических организаций должна быть ограждена забором.
Установка ограждения по периметру лечебно-профилактических организаций направлена на обеспечение безопасности граждан и работников организации, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Так, в соответствии с указанной нормой, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).
Указанные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее- объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Форма паспорта безопасности объектов (территорий) министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства здравоохранения Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8.
В соответствии с пунктами 14, 15, 16, 31 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей, установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения.
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются в том числе, оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им должностным лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Из акта проверки от 07.09.2020г. следует, что МБУЗ «ЦРБ» Сальского района находится по адресу: Ростовская область, г. Сальск, ул. Павлова, 2, состоит из поликлинического отделения для взрослых, главного корпуса, лечебного корпуса, которые согласно паспорту безопасности МБУЗ «ЦРБ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются потенциально опасными участками объекта.
В нарушение пункта 14 Требований главным врачом МБУЗ «ЦРБ» Сальского района ненадлежащим образом определены перечень и сроки исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, не установлены прогнозный объем расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источники финансирования. Также указанные рекомендации (выводы) не отражены и в паспорте безопасности объекта.
На объекте имеется система видеонаблюдения с аналоговыми камерами, установленными в поликлиническом отделении для взрослых (5 шт.) в главном корпусе (11 шт.), 2 видеокамеры установлены для уличного наблюдения.
Однако в нарушение пункта 16 Требований, имеющаяся система видеонаблюдения, с учетом количества установленных камер и мест их размещения не позволяет обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), видеокамеры для уличного наблюдения за поликлиническим отделением для взрослых, главным корпусом, лечебным корпусом отсутствуют, кроме того, в лечебном корпусе отсутствуют камеры внутреннего наблюдения. (л.д.6)
По факту выявленных нарушений городским прокурором главному врачу МБУЗ «ЦРБ» Сальского района 07.08.2020 внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены (в связи с отсутствием финансирования). (л.д.7-11)
В связи с тем, что ненадлежащая антитеррористическая защищенность объекта позволила проникнуть постороннему лицу на территорию МБУЗ «ЦРБ» Сальского района, нарушив режим посещений и похитить новорожденного ребенка исковые требования Сальского городского прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В связи с тем, что ответчик финансируются из бюджета, который на 2020г. утвержден, расходы на эти цели в нем не заложены кроме того, и тем обстоятельством, сто бюджет Сальского района является дотационным, длительной процедуры выделения средств, разработку проекта, приобретения технических средств, и с учетом позиции истца суд считает возможным исполнение решения отсрочить до 31.12.2022 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «ЦРБ» Сальского района третье лицо Администрация Сальского района об обязании установить систему видеонаблюдения, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «ЦРБ» Сальского района в срок не позднее 31.12.2022 установить систему уличного видеонаблюдения за поликлиническим отделением для взрослых, главным корпусом и лечебным корпусами, внутреннего видеонаблюдения за лечебным корпусом.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Дорогокупец
Решение в окончательной форме изготовлено 21.10.2020 года.