Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 октября 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд ЯНАО в составе
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Достоевской О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1810/2022 по иску прокурора города Салехард, действующего в интересах Тарасова ФИО6 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж работы период осуществления трудовой деятельности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Салехард, действующий в интересах Тарасова С.А. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОПФР по ЯНАО) о возложении обязанности включить в стаж работы период осуществления трудовой деятельности.
В обоснование требований иска прокурор указала, что Тарасову С.А. в стаж работы, рассчитываемый при назначении пенсии не включены периоды его работы у ИП ФИО1 в должности водителя категории «В» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, поскольку ИП ФИО2 Н.А. не начислял и не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении Тарасова С.А. в указанные периоды времени. Записи о периодах работы Тарасова С.А. у ИП ФИО1 подтверждается записями в его трудовой книжке. Согласно сведений из ЕГРИП ИП ФИО2 Н.А. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. Со ссылкой на положения постановления Конституционного Суда РФ от <дата> №-П, п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" просил установить факт осуществления трудовой деятельности Тарасовым С.А. в районе Крайнего Севера у ИП ФИО1 в должности водителя категории «В» с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, возложить на ОПФР по ЯНАО обязанность включить указанный период осуществления трудовой деятельности Тарасовым С.А. в стаж работы, учитываемый при назначении пенсии, а также в страховой стаж, учитываемый при досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Закона 400-ФЗ.
Истец Тарасов С.А. будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился.
Прокурор Гудина Д.С. в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Насирова К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска по основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениях.
Суд, выслушав доводы участвующих сторон, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
Вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой страховых пенсий, в настоящее время регулируются, вступившим в законную силу с 01.01.2015 года Федеральным закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 01.01.2002 года по 31.12.2014 года, вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой трудовых пенсий регулировался нормами Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно записей в трудовой книжке Тарасова С.А., он с <дата> по <дата> осуществлял трудовую деятельность у ИП ФИО1 ИТД-6043 в должности водителя категории «В».
Тарасов С.А. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о включении указанного периода осуществления им трудовой деятельности в его страховой стаж, учитываемый при назначении страховой пенсии по старости, но получал решения об отказе в удовлетворении его заявлении по причине того, что за указанные периоды работы его работодателем страховые взносы не уплачивались, в наблюдательном деле ИП ФИО1 отсутствуют сведения о использовании им наемного труда работников.
Согласно положений ч.1 и ч.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно сведений из ЕГИИП ФИО2 Н.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.10.1994 года по 02.10.2017 года.
На запрос суда, ФИО2 Н.А. направил объяснение, вв котором подтвердил осуществление у него трудовой деятельности Тарасова С.А. в качестве водителя категории «В» с <дата> по <дата>. Место осуществления им предпринимательской деятельности и соответственно место работы ФИО2 <адрес> ЯНАО. Также указал, что все необходимые страховые взносы им уплачивались. Предоставить иные подтверждающие документы не может по причине не осуществления им предпринимательской деятельности с <дата> и уничтожения документом вследствие истечения сроков хранения.
Поскольку ИП ФИО2 Н.А. как работодатель Тарасова С.А. не осуществлял начисление и уплату страховых взносов, спорный период не был включен в страховой стаж Тарасова С.А.
Согласно положений п.1 ст.13 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Спорный период времени, подтверждающий стаж работы Тарасова С.А. у ФИО7 в районе Крайнего Севера в должности водителя категории «В» с 06.12.1999 года по 31.12.2000 года и с 02.05.2001 года по 08.06.2001 года (за остальные периоды страховые взносы, согласно сведений индивидуального персонифицированного учета и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, учтены), суд считает установленным согласно записям в его трудовой книжке.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года №-П положения ч.1 ст. 10 данного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.
В то же время упомянутым Постановлением положения, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С учётом указанного, а также позиции Конституционного Суда РФ, факт неуплаты работодателем страховых взносов и непредставления сведений о застрахованном лице, не могут быть приняты судом в качестве основания для ограничения пенсионного права истца.
Как следует из п. 2.1 Определения Конституционного Суд РФ от 20.11.2007 года № 798-О-О по ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П, Конституционный Суд РФ специально не оговорил порядок и срок исполнения постановления от 10.07.2007 года № 9-П. Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» оно вступает в силу с момента провозглашения. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ определил особенности исполнения данного постановления, предписав федеральному законодателю установить вытекающий из него надлежащий правовой механизм; до установления соответствующего правового регулирования реализации права застрахованных работников на получение трудовой пенсии с учётом предшествовавшего её назначению (перерасчёту) трудовой деятельности при неуплате или неполной уплате их страхователями взносов должна, как указал Конституционный Суд РФ, обеспечиваться государством.
Законодатель, который на основании ч. 2 ст. 39, п. «в» 71, п. «б» и «ж» части 1 ст. 72 и ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ осуществляет регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой механизм его реализации, связан, в том числе, необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19; ст. 55 Конституции Российской РФ).
Как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые ст. 39 Конституции РФ пенсионные права.
Аналогичная позиция изложена в п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховщик обязан назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта.
В силу ст. 25 указанного Закона контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пени, штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что непредставление в установленном порядке необходимых сведений о застрахованном лице работодателем за отдельный период не может повлиять на реализацию истцом его конституционного права на пенсионное обеспечение, в противном случае реализация данного права была бы поставлена в зависимость от надлежащего характера исполнения страхователем своих обязанностей, в системе пенсионного обеспечения не допустимо.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Установить факт осуществления трудовой деятельности Тарасовым С.А. (<данные изъяты>) в районе Крайнего Севера у индивидуального предпринимателя ФИО1 в должности водителя категории «В» с 06.12.1999 года по 31.12.2000 года и с 02.05.2001 года по 08.06.2001 года.
Возложить на Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность включить указанный период осуществления трудовой деятельности Тарасовым С.А. в стаж работы, учитываемый при назначении страховой пенсии, а также в страховой стаж, учитываемый при досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Федеральным закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков