Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-178/2023 от 22.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

4 июля 2023 года <адрес>

Судья Куйбышевского районного суда <адрес> Смертина Т.М.,

с участием защитника ТУ Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>2 (по доверенности <номер> от <дата>),

рассмотрев в судебном заседании материалы дела <номер> по жалобе начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3 на постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении:

юридического лица – Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству, ИНН <номер>, ОГРН <номер>, дата регистрации – <дата>, адрес (место нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица: <адрес>; законный представитель юридического лица – начальник <ФИО>3,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 <номер> от <дата> Территориальное управление Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, начальник Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3 обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> с жалобой. В обоснование доводов жалобы указывает, что считает постановление необоснованным, незаконным по следующим основаниям.

В ходе осмотра гаражного ремонтного бокса Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству были выявлены нарушения, но на момент проверки Государственной инспекции труда в <адрес> данный бокс не принадлежал и не находился в оперативном управлении у ТУ MJIK ИО по <адрес> лесничеству. Бокс находится в собственности <адрес> и оперативном управлении областного государственного автономного учреждения «<адрес> база авиационной и наземной охраны лесов», что подтверждается распоряжением Министерством имущественных отношений <адрес> от <дата> <номер>.

На основании решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от <дата> <номер> должностным лицом указанного органа в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству в период с <дата> по <дата> была проведена плановая выездная проверка, в рамках которой установлено, что в нарушение требований статей 76, 4 Трудового кодекса Российской Федерации учреждение, являясь работодателем, не исполнило обязанность по недопущению к работе работников <ФИО>4, <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от <дата> <номер>.

По данному факту <дата> должностным лицом Государственной инспекции труда по <адрес> в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Иркутскому лесничеству составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с учетом того, что допущенное нарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, а также с учетом незамедлительного устранения работодателем нарушения в виде направления работников <ФИО>4, <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7 на обязательный периодический медицинский осмотр и прохождения данными водителями освидетельствования уже от <дата> с результатом о пригодности к выполнению должностных обязанностей (работы) в условиях повышенной опасности, считает возможным признать совершенное Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству правонарушение малозначительным и освободить учреждение от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

С учётом того, что ТУ МЛК ИО по <адрес> лесничеству приняло все зависящие меры по их соблюдению, допущенное нарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ, пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. Л® 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", просит суд отменить Постановление по делу <номер> от <дата> о назначении административного наказания в виде штрафа в размере с120 000 рублей, вынесенное в отношении заявителя, производство по делу <номер> прекратить в связи с малозначительностью, на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Законный представитель Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству – начальник <ФИО>3, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, на основании правил ст. 25.4 ч. 3 КоАП РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие законного представителя Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3, с участием защитника ТУ МЛК <ФИО>2

В судебном заседании защитник Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>2 поддержала доводы жалобы, настаивала на отмене постановления №<номер> от <дата> и прекращении производства по делу.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> - государственный инспектор труда <ФИО>8, будучи надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Проверив в соответствии с требованиями п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>2, судья находит постановление должностного лица незаконным, а жалобу - подлежащей удовлетворению в части, исходя из следующего.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 1 Трудового кодекса РФ гласит, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с абз. 4, 7 ст. 21 ТК РФ, регулирующей основные права и обязанности работников, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В соответствии со ст. 209 Трудового Кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ, основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Более того, целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В силу абз. 2 ч. 3 ст. 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Протоколом <номер> об административном правонарушении от <дата> в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протоколом <номер> об административном правонарушении от <дата> в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству установлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 от <дата> в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству, поскольку совершенные территориальным управлением Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.

По результатам рассмотрения представленных материалов постановлением старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 <номер> от <дата> Территориальное управление Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Изучение материалов дела показало, что государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 не верно установил юридически значимые факты и обстоятельства по настоящему административному делу, имеющие значение для правильного разрешения дела, не обосновал свои выводы о виновности ТУ МЛК ссылками на относимые и допустимые доказательства.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из доводов жалобы начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3, в ходе осмотра гаражного ремонтного бокса Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству были выявлены нарушения, но на момент проверки Государственной инспекции труда в <адрес> данный бокс не принадлежал и не находился в оперативном управлении у ТУ MJIK ИО по <адрес> лесничеству. Бокс находится в собственности <адрес> и оперативном управлении областного государственного автономного учреждения «<адрес> база авиационной и наземной охраны лесов», что подтверждается распоряжением Министерством имущественных отношений <адрес> от <дата> <номер>.

Из протокола осмотра в рамках выездной проверки от <дата> следует, что проведён осмотр производственных и административных помещений Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству, в частности, гаражного ремонтного бокса Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству, в ходе которого выявлены нарушения:

Нарушены пункты Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> <номер>:

Пункт 13 в гаражном боксе запасные части, детали, агрегаты хранятся не на стеллажах, подставках, и приспособлениях, обеспечивающих их устойчивость и возможность захвата или строповки при подъеме и перемещении, а на прямо полу, возле стены;

Пункт 37 - в ремонтном боксе имеется одиночная осмотровая тупиковая канава, при этом в ее стене, противоположной выходу, отсутствуют вмонтированные скобы для запасного выхода;

Пункт 46 - осмотровая канава в ремонтном боксе со стороны, противоположной заезду транспортных средств, не имеет стационарных упоров для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойных брусьев). В помещении отсутствует предупреждающий знак безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты";

Пункт 52 - в гаражном боксе вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, не предусмотрены колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

Нарушен п. 18 правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.10.2020 № 835н. На стальных сменных плоских планках тисков имеются забоины и заусенцы.

Нарушен п. 34 правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.10.2020 № 835н. На имеющемся в боксе домкрате не указан инвентарный номер, дата следующего технического освидетельствования.

Однако, из приобщённого в материалах дела распоряжения Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> <номер> усматривается, что предписано: согласовать изъятие из оперативного управления областного государственного автономного учреждения «Лесхоз <адрес>» неиспользуемого имущества согласно приложения к настоящему распоряжению (п. 1); Согласовать закрепление имущества на нраве оперативного управления за областным государственным автономным учреждением «<адрес> база авиационной и наземной охраны лесов» (далее - Учреждение) (п. 2); Учреждению обеспечить направление настоящего распоряжения в адрес министерства лесного комплекса <адрес> в трехдневный срок с даты регистрации, в целях принятия решения об изъятии и закреплении имущества в установленном порядке (п. 3).

В Приложении к указанному распоряжению указано имущество, в том числе: п/п. <номер> гаражи – ПХС (<адрес>), <номер>; п/п. <номер> Гараж для легковых машин (<адрес>), <номер>.

Между тем, из протокола осмотра в рамках выездной проверки от <дата> не видно, что в ходе проверки был индивидуализирован проверяемый объект как предмет проверки (в соответствии с перечнем имущества в Приложении к распоряжению) – не указаны его площадь, кадастровый номер, не приложены документы на указанный Гаражный ремонтный бокс, как и отсутствуют в материалах административного дела документы, подтверждающие, что данный гаражный бокс находится и находился на дату выявления правонарушения в оперативном управлении либо на ином законном основании в пользовании, владении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нельзя признать верным и подтверждённым.

Кроме того, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ установлено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. (часть 5 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ).

Положения указанной части 5 ст. 4.4 КоАП РФ не исключают из объёма предъявленного административного обвинения указания на совершение юридическим лицом выявленных правонарушений, из чего следует необходимость квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, по всем выявленным составам правонарушений, а не по одному, как указано в обжалуемом постановлении. В частности, действия Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству при наличии доказанности его вины подлежали правильной квалификации по ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, однако, административное наказание подлежало назначению с учётом правил ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ как за одно административное правонарушение, а, именно, в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Между тем, обжалуемое постановление <номер> от <дата> вынесено должностным лицом в отношении Территориального управленияя Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству лишь на предмет установления его виновности в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что не отвечает требованиям закона в связи с вышеизложенными мотивами.

Таким образом, проанализировав обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, судья находит, что постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 <номер> от <дата>, которым Территориальное управление Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей, не отвечающим требованиям законности и обоснованности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вышеизложенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являются существенными, влекущими отмену постановления о назначении административного наказания Территориальному управлению Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку они повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность принятия постановления.

При таких обстоятельствах, постановление <номер> от <дата> подлежит отмене, как незаконное.

Таким образом, поскольку обжалуемое постановление отменено в связи с установленным нарушением процессуальных требований, настоящее административное дело в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству подлежит направлению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес>, так как сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. В связи с этим, при принятии решения об отмене обжалуемого постановления <номер> от <дата> с учётом установленных судом нарушений все иные доводы жалобы заявителя жалобы судом не рассматриваются.

Какие-либо законные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству, освобождения от ответственности в связи с малозначительностью совершённых деяний отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3 удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> <ФИО>8 <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству (ИНН <номер>, ОГРН <номер>) - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес> (<адрес>).

В удовлетворении жалобы начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству <ФИО>3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении в связи с малозначительностью совершённых деяний - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья:                   Т.М. Смертина

12-178/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству
Другие
Лушко Екатерина Николаевна
Тангаров Семен Сидорович
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
Судья
Смертина Т.М.
Статьи

ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kuibyshevsky--irk.sudrf.ru
23.05.2023Материалы переданы в производство судье
25.05.2023Истребованы материалы
13.06.2023Поступили истребованные материалы
04.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее