Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4780/2021 от 02.04.2021

Судья: ФИО3             гр. дело

(номер дела суда первой инстанции 2-1985/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 26 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шельпук О.С.,

судей Мельниковой О.А., Захарова С.В.,

при секретаре Саблиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара и апелляционной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Иск Мордяшова Николая Григорьевича к Администрации г.о. Самара, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности на земельный участок, исправлении реестровой ошибки, исключении сведений из единого государственного реестра недвижимости удовлетворить.

Признать за Мордяшовым Николаем Григорьевичем право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов для садоводства площадью 509 кв.м по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек границ в МСК-63:

Номер точки

X

Y

1

В порядке исправления реестровой ошибки исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ, конфигурации, площади земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером части наложения на земельный участок Мордяшова Николая Григорьевича площадью 509 кв.м по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек границ в МСК-63:

Номер точки

X

Y

1

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мельниковой О.А., выслушав возражения представителя истца Мордяшова Н.Г. по доверенности Некрасовой Н.А. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мордяшов Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности на земельный участок, исправления реестровой ошибки, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

В обоснование иска истцом указано, что с 1987 является членом СНТ «Золотые пески ВМЗ», в котором ему принадлежит земельный участок площадью 509 кв.м. по адресу: <адрес> который он использует по целевому назначению для садоводства, оплачивает членские и целевые взносы. Обратившись в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, получил отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером находящегося в муниципальной собственности, не представлен документ, устанавливающий распределение земельных участков в некоммерческом объединении, утвержденный правлением некоммерческого объединения. Кроме того установлено, что земельный участок истца пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , находящегося в федеральной собственности, что обусловило его обращение с иском в суд.

Мордяшов Н.Г., уточнив требования, просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 509 кв.м. из земель населенных пунктов для садоводства по адресу: <адрес>, Задельненское лесничество Ново-Буянского лесхоза, СНТ «Золотые пески ВМЗ», участок , в соответствии с представленными координатами характерных точек границ, согласно топографическому плану от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать наличие реестровой ошибки в координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером .

В порядке исправления реестровой ошибки исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ, конфигурации, площади земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером части наложения на земельный участок Мордяшова Н.Г. площадью 509 кв.м из земель населенных пунктов для садоводства по адресу: <адрес>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах Департамент градостроительства городского округа Самара и Администрация городского округа Самара просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что спорный земельный участок не может быть образован, поставлен на кадастровый учет и, следовательно, предоставлен в собственность истцу.

В заседании судебной коллегии представитель истца Мордяшова Н.Г. по доверенности Некрасова Н.А. возражала против удовлетворения жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно разъяснениям, данным в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть продемонстрированы в судебном постановлении убедительным образом, в противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда указанным выше требованиям не отвечает в части определения координат характерных точек земельного участка, в связи с чем, подлежит изменению в указанной части.

В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Статьей 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданину в собственность бесплатно.

В соответствии с п.п. 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 31 декабря 2020 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч. 1).

Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории (ч. 2).

Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3).

В силу п.1 ст. 10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД, предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам и их садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:

некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;

план-схема территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014.

В силу п.1 статьи 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 61 указанного федерального закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением исполкома Ставропольского районного совета народных депутатов /В от 21.01.1982г. решено просить исполком Куйбышевского областного Совета народных депутатов разрешить изъять 20,52 га земли (песок) Задельненского лесничества <адрес>– 1,92 га, – 14,5 га, и – 4,1 га Ново-Буянского леспромхоза и отвести ее Винтайскому машиностроительному заводу для коллективного садоводства рабочих и служащих в постоянное пользование.

Согласно Актам технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда от 20.08.1987г. и ДД.ММ.ГГГГ Винтайскому машиностроительному заводу для коллективного садоводства рабочих и служащих на землях Задельненского лесничества Ново-Буянского леспромхоза Ставропольского района в пожизненное пользование было отведено под дачи и огороды 20,4 га и 20,5 га площади, не покрытой лесом.

Решением Куйбышевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ филиалу «ОАО «Моторостроитель» Винтайскому машиностроительному заводу для рабочих и служащих было создано садоводческое товарищество «Золотые пески ВМЗ» на землях 3,2 га Задельнинского лесничества.

Решением исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 04.05.1987г., приняты предложения исполкомов народных депутатов об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их предприятиям, организациям для коллективного садоводства рабочих и служащих согласно приложениям.

Сообщением Агропромышленного комитета Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ Совет Министров РСФСР распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р разрешил изъятие земельных участков на условиях, изложенных в решении Куйбышевского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе 2,92 га Винтайскому машиностроительному заводу для коллективного садоводства рабочих и служащих.

Факт осуществления изъятия земельных участков и отвода их в натуре подтверждается актом об установлении границ Винтайскому машиностроительному заводу под коллективное садоводство от 1988 г. и распоряжением об осуществлении отвода -п/175 от 23.12.1987г. Куйбышевского управления лесного хозяйства.

Согласно уставу Садоводческого некоммерческого товарищества «Золотые пески ВМЗ», утвержденному собранием от ДД.ММ.ГГГГ указанное СНТ создано по соглашению граждан путем добровольного объединения граждан на основе членства с целью организации обустройства предоставленного СНТ земельного участка путем добровольного объединения его членами взносов и передачи их в фонд СНТ. Отвод земли был осуществлен решением Ставропольского районного Совета народных депутатов Самарской области от 14.11.1991г.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что права и обязанности садоводческого товарищества «Золотые пески ВМЗ», созданного ДД.ММ.ГГГГ перешли к СНТ «Золотые пески ВМЗ», созданному ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается предоставление СНТ «Золотые пески ВМЗ» земельного участка до введения в действие Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Земельный участок в СНТ «Золотые пески ВМЗ» принадлежит Мордяшову Н.Г., который на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ принят в члены товарищества, что подтверждается, списком членов товарищества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, учетной карточкой садовода, справками председателя СНТ «Золотые пески ВМЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, заключением правления от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями об уплате членских и иных взносов.

Таким образом, судом установлено, что Мордяшов Н.Г. вступил в члены СНТ «Золотые пески ВМЗ» в установленном законом порядке с соблюдением процедуры указанной в Уставе СНТ «Золотые пески ВМЗ».

Как следует из материалов дела, план-схема территории СНТ «Золотые пески ВМЗ» площадью 598289 кв.м согласована Главой г.о. Самара, что подтверждается сообщением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес>.

В соответствии со схемой расположения земельного участка и заключением кадастрового инженера ФИО7от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок соответствует плану-схеме территории СНТ от ДД.ММ.ГГГГ площадью 59,8289 га с каталогом координат, утвержденным главой г.о. Самара и находится в границах СНТ «Золотые пески ВМЗ». Также для определения местонахождения образуемого земельного участка площадью 509 кв.м. было использовано письмо Главы г. о. Самара -<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложением схемы территории СНТ «Золотые Пески ВМЗ» площадью 40,9 га, которым были согласованы границы данного СНТ, но не согласованы председателем правления СНТ. При внесении данных каталога координат выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 509 кв.м. расположен в границах СНТ «Золотые пески ВМЗ».

Таким образом, спорный земельный участок, первоначально предоставленный Винтайскому машиностроительному заводу и созданному при нем садоводческому товариществу «Золотые пески ВМЗ», был передан СНТ, а, впоследствии, вступившему в члены СНТ «Золотые пески ВМЗ» Мордяшову Н.Г.

Исходя из установленных обстоятельств, а именно создание СНТ «Золотые пески ВМЗ» до ДД.ММ.ГГГГ, утверждение плана-схемы территории садоводческого некоммерческого товарищества, принятие Мордяшова Н.Г. в члены товарищества до ДД.ММ.ГГГГ и закреплением за ним по решению общего собрания членов некоммерческого объединения земельного участка , площадью 509 кв.м., образованного из земель, предоставленных до ДД.ММ.ГГГГ, который не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении него не принимались решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок, учитывая также, что границы участка определены и установлены на местности более 15 лет назад.

Земельный участок истца из оборота не изъят и в обороте не ограничен, в отношении него не принято решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрет на его передачу в частную собственность федеральным законом не установлен. Мордяшов Н.Г. не реализовал свое право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области спорный земельный участок , площадью 505 кв.м., находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов. Кроме того, выявлено наложение спорного земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером , переведенного из земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что до образования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером участок истца в границах товарищества существовал в натуре, информация о границах земельного участка СНТ «Золотые пески ВМЗ» имелись в административном органе, но к сведению не приняты.

Определение границ земельного участка с кадастровым номером без учета прав членов СНТ «Золотые пески ВМЗ» привело к созданию препятствий в определении местоположения участка Мордяшова Н.Г.

Суд первой инстанции указал, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером неверно определены координаты характерных точек местоположения границ данного земельного участка, вследствие чего произошло наложение на участок истца, тем самым уточненные границы земельного участка с кадастровым номером не соответствуют фактическому расположению, что является реестровой ошибкой.

Исправлением выявленной ошибки описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером будет являться исключение из ЕГРН сведений о координатах характерных точек его границ, конфигурации, площади, в части наложения на земельный участок Мордяшова Н.Г.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о наличии оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ, расположенный на территории СНТ, членом которого истец является с 1987 года, и соответственно об исключении сведений из ЕГРН о пересечении земельного участка истца с земельным участком с кадастровым номером .

Доводы апелляционных жалоб, о том, что истцом не представлено доказательств существования границ испрашиваемого земельного участка на местности 15 лет и более, опровергаются материалами дела, с учетом заключения кадастрового инженера ФИО7 от 25.03.2021г., принятого судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства, подтверждающего существование на местности земельного участка, показаниями свидетелей ФИО8, ФИО2 Споров о границах участка не имеется, что подтверждается актом согласования границ со смежными землепользователями. Препятствий для его кадастрового учета не усматривается. Материалами дела достоверно подтверждено, что границы спорного земельного участка существуют на местности 15 и более лет.

Кроме того, обстоятельства отвода земельного участка, в границы которого входит спорный земельный участок, Винтайскому машиностроительному заводу, при котором создано СНТ, членам которого земельные участки предоставлялись в постоянное пользование, ответчиком не опровергнуты. Использование спорного земельного участка истцом по назначению с 1987 года, не оспаривалось.

При разрешении вопроса об исключении реестровой ошибки в части пересечения земельного участка истца с земельным участком с кадастровым номером , находящимся в федеральной собственности и относящемуся к землям лесного фонда, суд первой инстанции указал следующее.

Согласно представленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области материалам кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером , имеет площадь 23 169 365 кв.м., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем является Российская Федерация, категория земель – земли лесного фонда, виды разрешенного использования – осуществление рекреационной деятельности, для размещения объектов лесного фонда.

При подготовке межевого плана в отношении земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» указывает на наличие предусмотренных п.4 ст.14 Закона о переводе обстоятельств, в соответствии с которыми категория земель, к которой отнесен образуемый земельный участок (земли сельскохозяйственного назначения или земли населенных пунктов), отличается от категории земель, к которой отнесен исходный лесной участок СНТ (земли лесного фонда).

Таким образом, при государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого из лесного участка СНТ, он будет отнесен органом регистрации прав к категории земель, отличной от категории земель лесного фонда, без решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями ст. 23 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса РФ).

В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации».

Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.

Установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения в отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0000000:34313, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, часть которого испрашивается истцом.

Положение статьи 8 Земельного кодекса РФ устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 года № 736 является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Исходя из изложенного, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении земельного участка к категории земель населенных пунктов.

Исходя из ч.ч. 1,2 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам только в аренду и безвозмездное срочное пользование.

Таким образом, предоставление участка из земель лесного фонда в собственность физическому лицу действующим законодательством не предусмотрена.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возможности установления границ испрашиваемого земельного участка в части наложения на земельный участок с кадастровым номером и исключением признанной судом реестровой ошибки в части соответствующего пересечения с земельным участком, находящимся в федеральной собственности, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению с установлением границ испрашиваемого земельного участка в координатах без учета пересечения с земельным участком с кадастровым номером согласно представленному стороной истца уточненному плану координат, с изменением площади земельного участка – 505 кв.м., изготовленному кадастровым инженером ФИО7 25.03.2021г.

В остальной части решение о признании за истцом права собственности на земельный участок и признании реестровой ошибкой наличие пересечения с земельным участком с кадастровым номером является законным и обоснованным, постановленным на основании правильного применения норм материального права и установлении всех юридически значимых обстоятельств по делу.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложить его резолютивную часть в следующей редакции:

«Иск Мордяшова Николая Григорьевича к Администрации г.о. Самара, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности на земельный участок, исправлении реестровой ошибки, исключении сведений из единого государственного реестра недвижимости удовлетворить.

Признать за Мордяшовым Николаем Григорьевичем право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов для садоводства площадью 505 кв.м по адресу: <адрес>, в соответствии с топографическим планом земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ:

Номер точки

X

Н

1

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 505 ░░.░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░ ░░.░░.░░░░:

░░░░░ ░░░░░

X

1

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

33-4780/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Мордяшов Н.Г.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
ТУ Росимуществом в Самарской области
Другие
СНТ Золотые пески ВМЗ
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Управление Росреестра
министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самраской области
Департамент градостроительства г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.04.2021[Гр.] Передача дела судье
26.04.2021[Гр.] Судебное заседание
20.05.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021[Гр.] Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее