Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5073/2020 от 17.04.2020

Судья: Орлова Т.А. Гр.дело № 33-5073/2020

(номер дела суда первой инстанции № 2-36/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2020 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Акининой О.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Евдокименко А.А.,

при секретаре – Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукаркина В.А. к Управлению пенсионного фона Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара о включении в страховой стаж периодов работы и об обязании произвести перерасчет пенсии по старости, по апелляционной жалобе Кукаркина В.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 20 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кукаркин В.А. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара о включении в страховой стаж периодов работы и об обязании произвести перерасчет пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указано, что в марте 2018 года истец подал заявление по оформлению пенсии по старости. В общий стаж работы ответчиком не засчитаны следующие периоды:

- с 1976 г. по 1978 г. служба в армии по призыву за границей (Чехословакия) один год за два;

- с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г. работа в БАМ 1165 Министерства обороны окргу ПриВо Строительное управление;

- с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. работа в Республике Афганистан Министерства обороны сороковая КЭЧ 245;

- с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г. работа в ТОО «Предприятие Альфа».

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд с иском, с учетом уточнений исковых требований, просил: зачесть период службы в армии по призыву с 1976 г. по 1978 г. за границей (Чехословакия) в общий стаж работы с коэффициентом 2; учесть при расчете пенсии заработную плату за период работы с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г. в БАМ 1165 Министерство обороны округ ПриВО Строительное управление; зачесть период работы в Республике Афганистан Министерства обороны сороковая армия КЭЧ с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. как один месяц за 3 месяца и принять справку о заработной плате за 1988 г., приняв ее сведения как среднемесячный заработок за весь период работы (1986 г. - 1988 г.); зачесть в общий стаж работы период с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г. в ТОО «Предприятие Альфа».

Решением Октябрьского районного суда г.Самара от 20.01.2020 г. исковые требования Кукаркина В.А. удовлетворены частично. Постановлено: «Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары включить в страховой (трудовой) стаж Кукаркина В.А. период работы в ТОО «Предприятие Альфа» с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г.

Обязать Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара произвести перерасчет страховой пенсии по старости Кукаркину В.А. с учетом включения периодов работы с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

В апелляционной жалобе Кукаркин В.А. просит решение суда изменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, вернуть оплаченную государственную пошлину при подаче иска в размере 300 рублей.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара по доверенности Митусова О.Г. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Истцом Кукаркиным В.А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии) (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 01.03.2018 г. Кукаркин В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

С 29.03.2018 г. Кукаркину В.А. назначена страховая пенсия по старости.

При этом, решением ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о.Самара № 182061 от 01.06.2018 г. отказано в зачете в страховой стаж при назначении пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. в 245 КЭЧ района, с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г. – ТОО «Предприятие Альфа», с 16.01.2001 г. по 31.12.2011 г. – ООО «Автоальянс».

Не согласившись с решением пенсионного органа об отказе в зачете в страховой стаж ряда периодов работы, Кукаркин В.А. обратился в суд с данным иском, в котором просил зачесть период службы в армии по призыву с 1976 г. по 1978 г. за границей (Чехословакия) в общий стаж работы с коэффициентом 2; учесть при расчете пенсии заработную плату за период работы с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г. в БАМ 1165 Министерство обороны округ ПриВО Строительное управление; зачесть период работы в Республике Афганистан Министерства обороны сороковая армия КЭЧ с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. как один месяц за 3 месяца и принять справку о заработной плате за 1988 г., приняв ее сведения как среднемесячный заработок за весь период работы (1986 г. - 1988 г.); зачесть в общий стаж работы период с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г. в ТОО «Предприятие Альфа».

Разрешая заявленные требования Кукаркина В.А., суд пришел к выводу об их частичном удовлетворении и включении в страховой стаж истца периода работы с 10.11.1991 г. по 28.12.1997 г. в ТОО «Предприятие Альфа» и перерасчете пенсии с учетом данного периода.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

При рассмотрении требований истца о включении в его страховой стаж периода военной службы в Армии по призыву с 28.04.1976 г. по 25.04.1978 г. за границей (Чехославакия) с коэффициентом 2, судом установлено, что указанный период уже включен пенсионным органом в двойном размере в трудовой стаж Кукарина В.А., в связи с чем, требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они согласуются с материалами дела.

Мотивированных доводов о незаконности и необоснованности решения суда в указанной части жалоба Кукарина В.А. не содержит.

Суд также не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кукарина В.А. о включении в стаж периода работы в льготном исчислении один месяц службы за три месяца службы в 245 КЭЧ района на территории Республики Афганистан с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. и перерасчете пенсии, поскольку отсутствуют доказательства участия истца в боевых действиях и отсутствуют документы, что организация входила в состав действующей армии. Как указал суд, справка о заработной плате за 1988 год не подтверждает заработную плату истца за весь период работы с 1986 года по 1988 год, в указанной справке содержатся сведения о заработной плате лишь за пять месяцев.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, на которых распространяется действие названного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет, в том числе и на льготных условиях, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

В подпункте "б" пункта 3 приведенного Постановления содержится исчерпывающий перечень периодов службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, уволенным со службы, на льготных условиях.

Так, один месяц службы за три месяца исчисляется на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах.

В спорный период работы истца действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республика Афганистан, и их семьям", подпунктом "а" пункта 1 которого установлено: засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы.

Согласно п. 4 Постановления, для предоставления вышеуказанной льготы периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической Республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР.

Вопрос о возможности распространения льгот, установленных для военнослужащих ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан, в отношении военнослужащих, направлявшихся в Республику Афганистан в служебные командировки для выполнения боевых и специальных заданий в период с декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г., независимо от срока их пребывания в этой стране, разрешен распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. N 223-рп. При этом указано, что решение о предоставлении льгот военнослужащим принимается Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 321 предусмотрено предоставление указанным категориям военнослужащих льгот, установленных подпунктами "б", "в" и "ж" пункта 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27, что не предполагает льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, так как данная льгота установлена подпунктом "а" пункта 1 приведенного Постановления.

Как видно из трудовой книжки истца и справки 245 КЭЧ района № 341 от 14.06.1988 г. в период с 01.02.1986 г. по 02.03.1988 г. истец работал на территории Республики Афганистан в 245 КЭЧ района на должности машиниста ДВС базовой ДВС № 7, с 02.03.1988 г. переведен на должность водителя 1 класса, а с 25.03.1988 г. переведен на должность механика гаража, 06.08.1988 г. уволен (л.д.6, 13).

Согласно ответу филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации № 1/3/1683 от 29.03.2018 г. документы 245 КЭЧ на хранение в филиал Центрального архива МО РФ не поступали (л.д.9).

В материалах дела имеется справка, выданная Министерством обороны Республики Узбекистан от 2019 года, в которой указана заработная плата Кукарина В.А. за пять месяцев 1988 года – январь, февраль, март, апрель, май (л.д.32).

Документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республика Афганистан, и их семьям" к истцу не применимо. Включение спорного периода с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. в стаж работы истца в льготном исчислении, как заявлено Кукаркиным В.А. в иске, законом не предусмотрено.

При этом, период работы истца с 06.02.1986 г. по 06.07.1988 г. засчитан пенсионным органом в календарном исчислении.

Поскольку истцом не представлено сведений о заработной плате за весь период работы на территории Республики Афганистан, правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности принять имеющуюся в деле справку о заработной плате за пять месяцев 1988 года для установления среднего заработка за весь период работы истца с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. не имеется.

Суд первой инстанции не нашел правовых оснований для перерасчета пенсии с учетом заработной платы по данным Росстата за время работы с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г. в БАМ 116 Министерство обороны округ ПриВО Строительное управление, поскольку сведений от работодателя не предоставлено.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации № 18/3/1683 от 29.03.2018 г. в ведомостях начисления заработной платы рабочим и служащим 1165 Базы автотранспорта и механизации с июня 1978 года по декабрь 1979 года Кукаркин В.А., 1958 г.р. (инициалы не раскрыты, дата рождения указана не полностью, значится один) значится, но начислений заработной платы нет. В имеющихся на хранении в филиале ведомостях начисления заработной платы рабочим и служащим 1165 БАМ за 1980-1986 г.г. Кукаркин В.А. не значится (л.д.10-12).

При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, отсутствие доказательств в подтверждение обоснованности требований Кукаркина В.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.

Доводы жалобы о том, что период работы с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г., с 01.02.1986 г. по 06.08.1988 г. подтвержден архивными справками, а начисление заработной платы является обязанностью работодателя, отсутствие сведений в архивах не является виной истца, который, с учетом имеющихся документов, косвенно подтвердил размер заработной платы, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам.

Приложенные к апелляционной жалобе сведения Самарастат от 10.09.2019 г. о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций Самарской области по отрасли народного хозяйства «Строительство» за период 1978-1986 годы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием для установления заработка истца в период с 30.06.1978 г. по 22.01.1986 г. и перерасчета пенсии.

Размер страховых пенсий по старости урегулирован ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Исходя из п. п. 6, 7 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 N 958н для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

В соответствии с п. 10 величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015, устанавливается по определенной в данной правовой норме формуле, в том числе, с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При назначении пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

В пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Истец фактически заявляет о несогласии с установленным ему пенсионным органом размером пенсии, судебная коллегия считает, что в таком случае, требуется подтверждение допустимыми и достоверными доказательствами факта начисления ему заработка и его размера. Между тем, представленные документы таким требованиям не отвечают.

В нарушение положений п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК Российской Федерации, истцом не представлено убедительных и бесспорных доказательств в подтверждение доводов своего иска.

Доводы жалобы истца сводятся к повторению позиции, изложенной в суде первой инстанции. Иных доводов, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда основаны на исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах, судом не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права. Поэтому решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Самара от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кукаркина В.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

    

33-5073/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кукаркин В.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.04.2020[Гр.] Передача дела судье
26.05.2020[Гр.] Судебное заседание
28.05.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее