Судья Третьякова О.С. Дело № 72-835/2019
Решение
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2019 года жалобу законного представителя АО «Горвнешблагоустройство» Шарапова Р.Н. на решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 мая 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 01 марта 2019 года АО «Горвнешблагоустройство» по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, при осуществлении производственной деятельности на производственной площадке по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул.Лермонтова, 98а.
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи указанное постановление изменено, из объема обвинения исключено указание на осуществление деятельности по накоплению «отходов термометров ртутных» ФККО 47192000521, назначенное наказание снижено до 50000 рублей.
В жалобе законный представитель АО «Горвнешблагоустройство» Шарапов Р.Н. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие обязанности по оборудованию газоанализатором мест временного накопления собственных ртутьсодержащих отходов.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитников АО «Горвнешблагоустройство» Степанова Ю.А. и Тарасовой Н.А., поддержавших жалобу, оснований к отмене и изменению состоявшихся по делу решений не нахожу.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Согласно пункту 12 Правил № 681 в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения в период с 23 мая по 20 июня 2018 года плановой выездной проверки должностными лицами Департамента Росприроднадзора по УрФО установлено, что место накопления отработанных ртутных ламп на производственной площадке АО «Горвнешблагоустройство», расположенной по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 98а, не оборудовано газосигнализатором, о чем составленакт (л.д. 20-29 дела об административном правонарушении 03-05-08/114-2018).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами проверки и дела об административном правонарушении 03-05-08/114-2018, в том числе, приказом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09 августа 2017 года (л.д. 15); документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 16); паспортом отходов (л.д. 17); письмом о паспортизации отходов (л.д. 18) о том, что отходам АО «Горвнешблагоустройство» в виде ртутных ламп, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, присвоен 1 класс опасности; договором от 05 октября 2016 года (л.д. 19-20), предметом которого является обезвреживание указанных выше отходов; уведомлением о проведении проверки (л.д. 30 дела № 03-05-08/114-2018); приказом о проведении проверки (л.д. 31-34 дела № 03-05-08/114-2018); актом обследования территорий и фототаблицей к нему (л.д. 39-43 дела №03-05-08/114-2018).
По факту выявленного нарушения составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 4-7), соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы обязанность оборудования и содержания помещения «первичного сбора» лежит непосредственно на потребителе этих ламп. Однако в нарушение пункта 12 вышеназванных Правил место сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов Общество не оборудовано автоматическим газосигнализатором на пары ртути.
Таким образом, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица установлена, так как у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, однако исчерпывающих мер к его выполнению им не принято.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Горвнешблагоустройство» Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Наказание АО «Горвнешблагоустройство» Минобороны России назначено справедливое, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 мая 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «Горвнешблагоустройство» оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Н.В. Краснова