№УИД 42RS0№-31
производство по делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Чебулинский районный суд Кемеровской области
в составе:
председательствующей: судьи Цайтлер М.Г.,
при секретаре: Иголкиной О.А.,
с участием :
и.о.прокурора Чебулинского района: Самохина В.В.
представителя истца: председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа Логачева А.Ю.
представителя истца: Рыбниковой Е.М., действующей на основании доверенности от гг со сроком действия до гг года
представителя третьего лица на стороне истца не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебулинского муниципального округа Костюковой И.А.
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью « ЖилРемСтрой» Милешиной А.В, действующей на основании доверенности от гг со сроком действия до гг
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Верх-Чебула Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса
15 августа 2023 года
гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа к Обществу с ограниченной ответственностью « ЖилРемСтрой» о признании права муниципальной собственности на самовольную постройку на объект недвижимости, здания многоквартирного жилого дома
У С Т А Н О В И Л :
В Чебулинский районный суд хх с исковым заявлением о признании за муниципальным образованием Чебулинский муниципальный округ хх – Кузбасса право муниципальной собственности на самовольную постройку на объект недвижимости: здание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: хх, к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью « ЖилРемСтрой» обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа, поскольку указанное строение возведено в отсутствие заключения органа государственного строительного надзора.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с решением Совета народных депутатов гг № «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района» комитет является структурным подразделение администрации Чебулинского муниципального округа с правами юридического лица осуществляющим в пределах своих полномочий управление и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности. КУМИ Чебулинского муниципального района от имени муниципального образования выступает собственником имущества. Во исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях, Комитетом по управление муниципальным имуществом были заключены муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в рамках Закона Кемеровской области от гг,№ «Об обеспечении жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в рамках Закона Кемеровской области от гг № «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений» жилищного фонда Кемеровской области и в порядке предоставления им таких помещений, посредством проведения электронного аукциона, победителем которого стал ООО «ЖилРемСтрой» (застройщик). Застройщику ООО «ЖилРемСтрой» был предоставлен с письменного согласия Комитета по договору субаренды земельного участка от гг земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу хх для использования в целях - малоэтажная многоквартирная жилая застройка. При этом, собственником земельного участка продолжает оставаться муниципальное образование Чебулинский муниципальный округ. Согласно муниципальным контрактам, ввод завершенного строительством жилого дома в эксплуатацию должен быть осуществлен застройщиком. Застройщик после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан передать объект Инвестору, то есть Истцу с пакетом документов для дальнейшей регистрации права муниципальной собственности. На вышеуказанном земельном участке в декабре 2021 года Застройщиком завершено строительство здания — многоквартирный жилой дом. Однако, в нарушение градостроительного законодательства, указанный объект недвижимости построен без получения соответствующих разрешительных документов, а именно - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ввиду отсутствия у застройщика заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса.; требованиям проектной документации, предусмотренного п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ. гг Приказом Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса от гг №-ОС осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу хх прекращено в связи с выявлением обстоятельств, исключающих осуществление регионального государственного строительного надзора, а именно высокой степенью готовности объекта. Истец, указывает в исковом заявлении, что предоставлены доказательства того, что спорный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что в соответствии с пунктом 3 ст.222 ГК РФ. является обязательным условием для признания права собственности на самовольную постройку. Строительно-техническая экспертиза «Комплексного обследования технической состояния несущих конструкций многоквартирного жилого дома по адресу хх изготовленного ФГБОУ ВО ТГАСУ, согласно заключению которой экспертная организация пришла к следующим выводам: по совокупности оценочных характеристик, выполненный комплекс работ по устройству фундаментов, несущих конструкций наружных и внутренних капитальных стен и перегородок, межэтажных перекрытий многоквартирного жилого дома в полной мере соответствует требованиям проектной документации, действующим нормам и правилам, а возведенные несущие конструкции отвечают требованиям по несущей способности и эксплуатационной надежности. При комплексном обследовании не зафиксированы дефекты, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности конструкций здания. По результатам комплексного технического обследования объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по адресу хх, установлено, что строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером № завершено, а возведенный объект капитального строительства соответствует требованиям технических регламентов, градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и другим обязательным требованиям и может быть введен в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель истца председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа Логачев А.Ю.( л.д. 129 в томе 3) заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, суду пояснил, что в 2020 году Комитетом по управление муниципальным имуществом были заключены муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома а также муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома. Были доведены лимиты в 2020 году. гг земельный участок по адресу : хх согласно результатов проведенного аукциона приобрел ООО « Новокузнецк техмонтаж», для малоэтажной застройки. К строительству дома по указанному адресу приступили в гг ООО « ЖилРемСтрой» на основании заключенных муниципальных контрактов. Финансирование было раздельным, лимиты финансирования, денежные средства были федеральные и областного бюджетов. Был проведен аукцион согласно данного финансирования. Предметом инвестирования строительства путем приобретения у застройщика жилых помещений. Аукцион был проведен гг, который выиграл ООО « ЖилРемСтрой». Комитет по управлению муниципальным имуществом гг после проведения аукциона заключил муниципальные контракты ( 7 контрактов) с ответчиком, но так как у ООО « ЖилРемСтрой « не было земельного участка под строительство либо в собственности, либо в аренде, поэтому ООО « ЖилРемСтрой» заключил с согласия КУМИ как (инвестор) дал своё согласие на заключение договора субаренды между ООО « Новокузнецк техмонтаж» и ООО « ЖилРемСтрой». После получения по договору субаренды земельного участка по хх и заключения муниципальных контрактов с ООО « ЖилРемСтрой» как застройщик приступил согласно технического задания, составленного КУМИ которое имелось при проведении аукциона, к составлению проектно-сметной документации, после чего, при предоставлении в отдел архитектуры и градостроительства Чебулинского муниципального округа, получили разрешение на строительство, гг. Объект был готов в гг, Для получения Акта ввода в эксплуатацию объекта строительства – многоквартирного жилого дома по адресу : хх, было установлено, что строительство данного объекта ООО « ЖилРемСтрой» было начато и проведено без уведомления Инспекции Государственного строительного контроля Кузбасса, в связи с чем в выдаче Акта на ввод в эксплуатацию объекта строительства - многоквартирного жилого дома по адресу : хх, отказано.
В судебном заседании представитель истца Рыбникова Е.М.,(л.д.45 в томе 3). в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям указанным в исковом заявлении и просила суд, их удовлетворить, поскольку для удовлетворения заявленных требований выполнены необходимые условия, предусмотренные ч. 3 ст. 222 ГК РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Чебулинского муниципального округа Костюкова И.А. ( л.д.124-128 в томе 3 ) по заявленным исковым требованиям не возражала, суду пояснила, что гг ООО « ЖилРемСтрой» представил полный пакет документов, соответствующий требованиям действующего законодательства для совершения строительства, получил разрешение на строительство, согласно проекта, многоквартирного жилого хх. ООО « ЖилРемСтрой» было разъяснено, что необходимо уведомить о начале строительства Инспекцию Госстройнадзора Кузбасса в течение 7 дней. В гг ООО « ЖилРемстрой» обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации Чебулинского муниципального округа, чтобы получить Акт ввода жилого дома по хх. Был проверен представленный ответчиком пакет документов, и было установлено, что отсутствует Заключение Инспекции Госстройнадзора Кузбасса. После чего ООО « ЖилРемСтрой» было отказано в выдаче Акта ввода объекта в эксплуатацию.
Представитель ответчика Милешина А.В.( л.д. 217 в томе 2 ) в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объёме и суду пояснила, что ООО « ЖилРемСтрой» получило разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу хх после проведенного аукциона. После заключения договора субаренды на земельный участок для строительства многоквартирного дома, приступили к составлению проектно-сметной документации, получили все разрешительные документы, Технические условия на подключение тепловой электроэнергии, воды, электроэнергии., представив указанные документы в отдел архитектуры и градостроительства Чебулинского муниципального органа ООО « ЖилРемСтрой» получил разрешение на строительство, согласно проекта, многоквартирного жилого хх. Приступили к строительству данного объекта. При обращении в Инспекцию Госстройнадзора Кузбасса, ООО « ЖилРЕмСтрой» было отказано о ведении государственного контроля в связи с высокой степенью готовности объекта. При обращении в отдел архитектуры и градостроительства Чебулинского муниципального округа, для получения Акта ввода объекта в эксплуатацию, было отказано, так как отсутствовало Заключение Инспекции Госстройнадзора Кузбасса, вся другая документация имелась. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание не явился представитель инспекции Государственного строительного контроля Кузбасса, о дне судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о уважительности причин неявки суд не уведомили, не просили суд об отложении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Суд, заслушав представителей истца, третьего лица на стороне истца не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшим заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу :
В соответствии со ст. 12 ГК РФ признание права собственности является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательствах. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст.ст. 51, и 55 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик с приложением названных в этих статьях документов должен обращаться в уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
По делам о признании права собственности на самовольные постройки в порядке ст. 222 ГК РФ такими обстоятельствами, исходя из названных правовых норм, в частности, являются отсутствие разрешений на строительство на земельном участке, и отсутствие разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и невозможность их получения в органе местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от гг "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ от гг №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от гг №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемы жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъект Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из правового толкования вышеуказанных положений закона следует, что обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения городских (муниципальных) округов, решение которых является не правом, а непосредственной обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно решения Совета народных депутатов гг № «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района» комитет является структурным подразделением администрации Чебулинского муниципального округа с правами юридического лица, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. КУМИ Чебулинского муниципального района от имени муниципального образования выступает собственником имущества.
В судебном заседании установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом были заключены муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в соответствии Закона Кемеровской области от гг,№ «Об обеспечении жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в соответствии с Законом Кемеровской области от гг № «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений» жилищного фонда Кемеровской области и в порядке предоставления им таких помещений, посредством проведения электронного аукциона, победителем которого стал ООО «ЖилРемСтрой» (застройщик).
В соответствии с п.1 ст. 235 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом использовании земельное участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельной участка приобретает право собственности на здание, сооружение или иное недвижимо имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (п.2 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно договора аренды земельного участка № от гг Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района ( Арендодатель) предоставил Обществу с ограниченной ответственностью «Новокузнецктехмонтаж» ( Арендатор) в аренду в целях малоэтажной многоквартирной жилой застройки сроком с гг по гг земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, находящийся по адресу: хх ( л.д.95-100; в томе 1 ).
гг Общество с ограниченной ответственностью « Новокузнецктехмонтаж» ( Арендатор) и Общество с ограниченной ответственностью « ЖилРемСтрой» заключили договор субаренды земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер №, именуемый в дальнейшем участок, площадью 5 000 квадратных метров, расположенный по адресу: хх «а» во временное владение и пользование за плату. Данный договор заключен с согласия Арендодателя. Договор заключен на срок с гг по гг. ( л.д. 101-110 в томе 1 ).
В соответствии с Законом Кемеровской области от гг № « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Комитетом по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района заключены :
Муниципальный контракт № от гг о приобретении в муниципальную собственность 17 жилых помещений ( благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : Российская Федерация, хх, расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д. 111- 136 в томе 1 );
Муниципальный контракт № от гг приобретении в муниципальную собственность 6 жилых помещений ( благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : хх, расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д.137-159 в томе 1 );
Муниципальный контракт № от гг приобретение в муниципальную собственность 1 жилого помещения ( благоустроенной квартиры) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : хх, расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д.1- 23 в томе 2 ) ;
Муниципальный контракт № от гг приобретение в муниципальную собственность 1 жилого помещения ( благоустроенной квартиры) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : хх расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д.24- 47 в томе 2 ) ;
Муниципальный контракт № от гг приобретение в муниципальную собственность 2 жилых помещений ( благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : Российская хх расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д. 48-94 в томе 2 ) ;
Муниципальный контракт № от гг приобретение в муниципальную собственность 1 жилого помещения ( благоустроенной квартиры) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : Российская хх расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д. 95-117 в томе 2 ) ;
Муниципальный контракт № от гг приобретение в муниципальную собственность 4 жилых помещений ( благоустроенных квартир) путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : хх расположенного на земельном участке, кадастровый номер № ( л.д.118-139 в томе 2 ) ;
гг ООО « ЖилРемСтрой» № Отделом архитектуры и градостроительства администрации Чебулинского муниципального округа выдано разрешение в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу : хх расположенного на земельном участке, кадастровый номер №. (л.д.26-27 в томе 1 ).
Согласно постановлений Администрации Чебулинского муниципального округа за №-п от гг и за №-п от гг ( л.д. 83-85, л.д. 86-89, л.д.90-92, в томе 1) утвержден список объектов адресации для включения в государственный адресный реестр по результатам проведенной инвентаризации. ( п.12)- в число таких объектов включены 33 квартиры в хх..
Согласно представленных суду платежных поручений гг, гг за счет бюджетных инвестиций на приобретение недвижимого имущества в государственную муниципальную собственность за приобретение жилых помещений, путем инвестирован ия в строительство многоквартирного жилого дома для детей сирот по адресу :хх, КУМИ Чебулинского муниципального района перечислены денежные средства в виде авансовых платежей застройщику ООО « Жилремстрой», согласно объему выполненных работ.
Согласно вышеуказанных муниципальных контрактов, ввод завершенного строительством многоквартирного жилого дома по адресу : хх в эксплуатацию должен быть осуществлен застройщиком. Застройщик после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан передать объект Инвестору, то есть Истцу с пакетом документов для дальнейшей регистрации права муниципальной собственности.
Согласно приказа начальника Инспекции Государственного строительного надзора Кузбасса от гг №-ОС в связи с выявлением обстоятельств, исключающих осуществление регионального государственного строительного надзора на основании акта проверки № от гг осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу хх, прекращено в связи с выявлением обстоятельств, исключающих осуществление регионального государственного строительного надзора, а именно высокой степенью готовности объекта. ( л.д. 29 в томе 1), гг о принятом решении уведомлен застройщик ООО « ЖилРемСтрой» ( л.д. 30 в томе 1).
гг ООО «ЖилРемСтрой» как застройщик в связи с завершением строительства многоквартирного жилого дома, расположенного хх, обратилось в Отдел архитектуры и градостроительства администрации Чебулинского муниципального округа с заявлением на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
гг начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации Чебулинского муниципального округа ФИО9 выдан отказ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – многоквартирного дома, расположенного по адресу: хх, в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно отсутствие заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации). ( л.д.28 в томе 1 ).
Из представленных доказательств в судебном заседании установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу : хх кадастровый номер № гг Застройщиком ООО «ЖилРемСтрой» завершено строительство здания - многоквартирный жилой дом. Однако, в нарушение градостроительного законодательства, указанный объект недвижимости построен без получения соответствующих разрешительных документов, а именно - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ввиду отсутствия у застройщика заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации, предусмотренного п.9 ч.3 ст.55 ГрКРФ.
Согласно Заключению эксперта № от гг ( л.д. 66-118 в томе 3 ) объект строительства, расположенный по адресу: хх соответствует градостроительным нормам и правилам, действующим ГОСТ и СНиП.
Объект строительства, расположенный по адресу: хх соответствует:
СП 54.13330.2022 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01- 2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от гг N 361/пр)» (действующий на момент проведения исследования)
СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01- 2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от гг N 883/пр)» (действующий на момент проектирования)
СП 131.13320.2020 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*»
СП.20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85»
СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83» (действующий на момент проектирования).
СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003» (действующий на момент проектирования)..
СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II22-81* «(действующий на момент проектирования).
СП 15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II22-81 *»(действующий на момент проведения исследования).
СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96». СП 317.1325800.2017 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства». ГОСТ 22904-93 «Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры». ГОСТ 22690-2015 «Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля». ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам». СП 50.13330.2012 «Тепловая защита здания. Актуализированная редакция СНиП 23- 02-2003».
СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96». СП 317.1325800.2017 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства». ГОСТ 22904-93 «Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры». ГОСТ 22690-2015 «Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля». ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам».
Безопасная эксплуатация объекта строительства хх возможна. Объект соответствует СП 54.13330.2022 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31- 01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от гг N 361/пр)» (действующий на момент проведения исследования), СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от гг N 883/пр)» (действующий на момент проектирования) и СП.20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП гг-85» по безопасности. Эксплуатация объект строительства, расположенный по адресу: хх, безопасна Дефектов, влияющих на безопасную эксплуатацию на объекте, расположенном по адресу: хх не установлено.
Действующие, относящиеся к объекту исследования ГОСТ и (или) СНиП не нарушены. Перечень действующих, относящиеся к объекту исследования ГОСТ и СНиП отражен в выводах при ответе на первый вопрос.
Объект строительства, расположенный по адресу: хх, соответствует требованиям действующих ГОСТ и СНиП по безопасности, здоровью и жизни граждан.
Оценивая заключение эксперта № от гг суд находит его полным, полученным в соответствии с требованиями ФЗ № от гг « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» выводы в заключение эксперта мотивированы и ясны, даны компетентным и квалифицированным экспертом, сомневаться в их правильности у суда нет оснований, в связи, с чем суд признаёт его относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу.
Суд, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, на земельном участке, расположенный по адресу : хх кадастровый номер №, являющийся муниципальной собственностью Чебулинского муниципального округа, и предоставленный по договору аренды Арендодателю, а в последствии ответчику ООО «ЖилРемСтрой» согласно договора субаренды площадью 5 000 квадратных метров для малоэтажной многоквартирной жилой застройки сроком с гг по гг земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, находящийся по адресу: хх. Спорный объект. недвижимости возведен согласно Разрешения на строительство № от гг, выданного Отделом архитектуры и градостроительства Чебулинского муниципального округа, объект строительства, расположенный по адресу: хх, соответствует требованиям действующих ГОСТ и СНиП по безопасности, здоровью и жизни граждан, не нарушает права иных лиц, однако, данный объект капитального строительства возведен без осуществления регионального государственного строительного надзора, и отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям действующих ГОСТ и СНиП, в связи, с чем ответчику ООО « ЖилРемСтрой» было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: хх, что с учетом п. 1 ст. 222 ГК РФ является его самовольной постройкой, то есть единственными признаком самовольной постройки является отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которого ООО « ЖилРемСтрой», создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. Судом установлено, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи, с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С ответчика ООО «ЖилРемстрой» подлежит взысканию в доход бюджета Чебулинского муниципального округа государственная пошлина в размере определяемым в соответствии со ст. 333.19 ч.1 Налогового Кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа, ОГРН ;№; ИНН : №; КПП №; дата регистрации гг, юридический адрес : хх к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖилРемСтрой», ОГРН №, ИНН №, юридический адрес хх о признании права муниципальной собственности на самовольную постройку на объект недвижимости, здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу : хх удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Чебулинский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса ОГРН ;№; ИНН : №; КПП №; дата регистрации гг, юридический адрес : хх на объект недвижимости : на здание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу : хх
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью « ЖилРемСтрой» ОГРН №, ИНН №, юридический адрес хх в доход муниципального бюджета Чебулинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи ) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского облсуда в течение одного месяца со дня изготовления решения в его окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Чебулинский районный суд Кемеровской области.
Решение в его окончательной форме изготовлено 16 августа 2023 года
Судья: М.Г. Цайтлер