Решение по делу № 03-70/2015 от 05.08.2015

Дело № 03-70/15 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Горбачёвой А.В.,

с участием представителя административного истца Федосеева В.В. Евдокимовой Е.Е.,

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Зобенковой И.Е.,

представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Якуткиной И.С.,

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Омельченко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федосеева В.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Федосеев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 20 февраля 2014 года установлена в размере <...> рублей. Поскольку установленная кадастровая стоимость данного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и затрагивает его обязанности по уплате арендных платежей, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере <...> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 января 2015 года № 03/01/2015з.у., выполненным оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен», и подтвержденным экспертным заключением эксперта Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 360/2015 от 01 июня 2015 года.

Определениями суда от 21 августа 2015 года, от 28 сентября 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области), Федотова М.А.

Определением суда от 24 декабря 2015 года с согласия представителя административного истца Федосеева В.В. Евдокимовой Е.Е. произведена замена ненадлежащего административного ответчика Департамента надлежащим Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение), Департамент освобожден от участия в деле в качестве административного ответчика и привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебное заседание административный истец Федосеев В.В., представитель заинтересованного лица Администрации Боровичского муниципального района (далее Администрация района), заинтересованное лицо Федотова М.А. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель административного истца Федосеева В.В. Евдокимова Е.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам, настаивала на установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 января 2015 года №03/01/2015з.у., выполненному оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен» в размере <...> рублей.

Представитель административного ответчика Учреждения Зобенкова И.Е. в судебном заседании, не признавая административный иск, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители заинтересованных лиц Департамента, Управления Росреестра по Новгородской области Якуткина И.С., Омельченко А.С. в судебном заседании разрешение вопроса об обоснованности исковых требований отнесли на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Федосеева В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, учитывая порядок определения арендной платы, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права арендатора данного земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее Правила).

Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) и его территориальными органами.

Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В силу положений абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).

Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что 28 ноября 2014 года между Администрацией района (арендодатель) и Федосеевым В.В. (арендатор) заключен договор № 2198 о предоставлении в аренду сроком на десять лет земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения продовольственного магазина, для проектирования и строительства магазина, расположенного по адресу: <...>.

Договор аренды земельного участка прошел государственную регистрацию в установленном порядке.

Пунктом 4.6 указанного договора предусмотрено, что размер арендной платы, подлежащей уплате арендатором, исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).

Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, составленному Учреждением 20 февраля 2014 года, указанный выше земельный участок поставлен на кадастровый учет 20 февраля 2014 года.

Кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> рублей определена Учреждением исходя из среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м земель кадастровых кварталов населенных пунктов Боровичского муниципального района Новгородской области, утвержденного вышеназванным постановлением Департамента (приложение № 3 к постановлению Департамента № 3 от 01 августа 2013 года), соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 20 февраля 2014 года.

Между тем, как следует из заключения эксперта Корсковой А.В. № 22/2015 от 27 ноября 2015 года, рыночная стоимость указанного земельного участка на ту же дату – 20 февраля 2014 года составляет <...> рублей, что значительно ниже установленной его кадастровой стоимости.

Выводы эксперта представителями административного ответчика и заинтересованных лиц не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключение эксперта согласуется с другими доказательствами по делу, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ), в том числе его статьям 8, 25, Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в нем экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

По указанным выше мотивам доводы представителя административного истца о том, что заключение эксперта Корсковой А.В. является недопустимым доказательством, являются несостоятельными и во внимание приняты быть не могут.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названного выше земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Федосеева В.В., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 20 февраля 2014 года подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным заключением эксперта.

При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи Федосеевым В.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату его обращения в суд 05 августа 2015 года.

Доводы представителя административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 января 2015 года № 03/01/2015з.у., и равной <...> рублей, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как установлено в судебном заседании, оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, Федосеев В.В. представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 января 2015 года № 03/01/2015 з.у., выполненный оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Инвенцен» по его заказу, в котором по состоянию на 20 февраля 2014 года рыночная стоимость названного земельного участка определена в размере <...> рублей.

Согласно экспертному заключению от 01 июня 2015 года № 360/2015, подготовленному Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», при наличии несущественных, по мнению эксперта, замечаний, указанный выше отчет соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области от 03 июля 2015 года заявление Федосеева В.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено по тем основаниям, что представленный им отчет не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки.

В целях устранения противоречий, требующих специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчета на соответствие его требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено эксперту Корсковой А.В.

Как следует из заключения судебной оценочной экспертизы от 27 ноября 2015 года № 22/2015, вышеназванный отчет в части выводов о размере рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки, а именно пунктов 15 и 12 ФСО-3, раздела Ш ФСО-1, раздела VII ФСО-7, и статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части обязанности оценщика соблюдать требования Федеральных стандартов оценки, при этом, сделав такой вывод, эксперт произвел альтернативный расчет рыночной стоимости объекта оценки.

Таким образом, оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд находит, что представленный Федосеевым В.В. отчет не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, а потом не может быть положен в основу решения.

Являются несостоятельными также утверждения представителя Федосеева В.В. о том, что эксперт Корскова А.В., не являясь членом экспертного совета СРО «Сообщество профессионалов оценки», не имела права делать вывод о несоответствии вышеупомянутого отчета требованиям Федеральных стандартов оценки и Федерального закона № 135-ФЗ, чем нарушила положения статей 16.2 и 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, по следующим мотивам.

Федеральный закон № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Под оценочной деятельностью согласно статьи 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В силу статьи 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом № 73-ФЗ, КАС РФ.

Заключение эксперта Корсковой А.В., как уже отмечалось выше, соответствует названным требованиям.

Правильность заключения эксперта Корсковой А.В. административным истцом и его представителем не опровергнута, их доводы основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами, во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы и подтвержденной в нем рыночной стоимости земельного участка объекта, ими суду заявлено не было.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Федосеева В.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 1200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения продовольственного магазина, для проектирования и строительства магазина, расположенного по адресу: Новгородская <...>, по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере рыночной, равном <...> рублей.

Датой подачи Федосеевым В.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в суд 05 августа 2015 года.

Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 29 декабря 2015 года.

Председательствующий Л.В.Макарова

03-70/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федосеев Виталий Валерьевич
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Суд
Новгородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
05.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2015Передача материалов судье
06.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2015Подготовка дела (собеседование)
10.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2015Судебное заседание
13.10.2015Судебное заседание
01.12.2015Производство по делу возобновлено
24.12.2015Судебное заседание
29.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2016Дело оформлено
24.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее