Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-156/2024 (2-1327/2023;) ~ М-1199/2023 от 04.12.2023

Дело №2-156/2024                                                                                       

УИД 29RS0017-01-2023-001867-65

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Няндома                                              27 апреля 2024 г.

    Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Росковой О.В.,

при секретаре Зарубиной Л.В.,

с участием представителя ответчика администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, третьих лиц Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области Макаровой С.А.,

представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Няндомская вода» Новрузовой А.М., Гнатенко Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Няндомская вода» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, о возложении обязанности прекратить подачу питьевой воды населению до получения санитарно-эпидемиологического заключения, о возложении обязанности организовать обеспечение населения питьевой водой,

установил:

Плесецкий территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратилось в суд с указанным иском. Требования мотивирует тем, что общество с ограниченной ответственностью «Няндомская вода» (далее – ООО «Няндомская вода») обеспечивает население питьевой водой из водоисточников, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ) о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 18 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормы Федерального закона РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении", просит обязать ООО «Няндомская вода» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов:

Артезианская скважина (<адрес>)

Артезианская скважина (<адрес>, район очистных сооружений),

Артезианская скважина (<адрес>)

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина (СББЖ) (<адрес>),

Артезианские скважины , (<адрес>, территория ПТФ),

Артезианские скважины , (<адрес>, территория ПТФ),

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина № б/н (ХЛХ) (<адрес>),

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина , 100Д (тульский ЛПХ) (<адрес>),

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина б/н (д.Андреевская, <адрес>),

Артезианская скважина (<адрес>)

Артезианская скважина и (<адрес>)

Артезианская скважина (<адрес>),

Артезианская скважина <адрес> (скважина № б/н, <адрес>)

санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01.12.2024, обязать ООО «Няндомская вода» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям по адресам расположения вышеуказанных скважин до получения СЭЗ, обязать Администрацию Няндомского муниципального округа организовать обеспечение населения и иных потребителей Няндомского района по адресам расположения вышеуказанных скважин питьевой водой, соответствующей п. 75 СаНПиН 2.1.3684-21, из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства РФ, на период запрета использования водоисточников.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, третьих лиц Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области Макарова С.А. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы отзыва на исковое заявление.

Представители ответчика общества с ограниченной ответственностью «Няндомская вода» Новрузова А.М., Гнатенко Д.М. в судебном заседании иск не признала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Суд руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 3).

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (п. 11).

В соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 2 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (абз. 4).

Статьей 18 названного Федерального закона предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1).

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3).

На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В соответствии с п. 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований".

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В силу п. 75 СанПин 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 46 Устава Няндомского муниципального округа Архангельской области предусмотрено, что администрация Няндомского муниципального округа - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции (п. 1).

Администрация Няндомского муниципального округа в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Няндомского муниципального округа, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Няндомского муниципального округа федеральными законами и законами Архангельской области (п. 2).

Судом установлено, а также сторонами не оспаривается, что собственником спорных водных объектов является Няндомский муниципальный округ Архангельской области.

29 декабря 2018 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» (Арендодатель) и ООО «Няндомская вода» (Арендатор) заключен договор аренды объектов холодного водоснабжения, в том числе указанных в исковом заявлении, в соответствии с которым Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование (аренду) принадлежащую ему на праве собственности систему коммунальной инфраструктуры, для оказания услуг по холодному водоснабжению на территории МО «Няндомское», указанное в приложении № 1, а Арендатор использует данное имущество в производственных целях и уплачивает Арендодателю арендную пату в соответствии с условиями настоящего договора (п.1.1).

Из материалов дела следует, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных выше водных объектов санитарным правилам ответчиками не получены.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 настоящего Кодекса.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов (п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования о возложении на ООО «Няндомская вода» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектом, используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей Няндомского района санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта заявлены к ненадлежащему ответчику.

На общество, оказывающее услуги по водоснабжению округа, обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам законом не возложена (определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2022 года N 75-КГ22-7-К3).

Не возложена такая обязанность на ООО "Няндомская вода" и договором аренды от 29 декабря 2018 года, согласно которому общество лишь эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по холодному водоснабжению, а сам по себе факт заключения данного договора такую обязанность не порождает.

В то время, как в соответствии с п.3.1.1 указанного договора аренды Арендодатель обязан передать имущество в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии Арендатору по акту приема-передачи, а пригодность водных объектов для целей питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, как указывалось выше, определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о возложении на ООО «Няндомская вода» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектом, используемых в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей Няндомского района санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта надлежит отказать.

Что касается требований о возложении на ООО «Няндомская вода» обязанности прекратить подачу питьевой воды населению и потребителям по адресам расположения вышеуказанных водозаборных скважин до получения СЭЗ суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу ч. 10 ст. 21 данного Федерального закона в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п. п. 1 - 3 ч. 1, п. п. 1, 5 - 7 ч. 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.12.2012 N 1204 утверждены критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды, согласно которым существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования (п. 2).

Истцом не представлено доказательств того, что имеется существенное ухудшение качества воды по вышеуказанным водозаборным скважинам, тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений.

Более того, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; возмещения неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из вышеуказанных норм закона, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены, либо оспорены.

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Как следует из материалов дела, истец просит возложить на ООО «Няндомская вода» обязанность прекратить подачу воды, а на администрацию округа - организовать обеспечение питьевой водой с момента окончания срока, установленного для получения санитарно-эпидемиологического заключения, то есть по существу его доводы сводятся к возможному неисполнению указанных обязанностей на будущее время, и носят предположительный характер. При этом в силу ст. 12 ГК РФ защите подлежат нарушенные права, а защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.

Таким образом, оснований для прекращения подачи воды ООО «Няндомская вода», а также возложении на администрацию Няндомского муниципального округа обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей Няндомского района по адресам расположения вышеуказанных водозаборных скважин питьевой водой, соответствующей п. 75 СаНПиН 2.1.3684-21, из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства РФ, на период запрета использования водоисточников, как производного требования от требования о прекращении подачи воды, не имеется, в удовлетворении указанных требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Няндомская вода» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, о возложении обязанности прекратить подачу питьевой воды населению до получения санитарно-эпидемиологического заключения, о возложении обязанности организовать обеспечение населения питьевой водой, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                      подпись                                 О.В. Роскова

Мотивированное решение составлено 8 мая 2024 г.

2-156/2024 (2-1327/2023;) ~ М-1199/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Плесецкий территориальный отдел УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АО
Ответчики
ООО "Няндомская вода"
Администрация Няндомского муниципального округа Архангельской области
Другие
Управление строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Роскова О.В.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
03.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее