Дело № 2-404/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года Петровск-Забайкальский городской в составе:
председательствующего судьи Зизюка А.В.,
при секретаре Михайловой Е.В.,
с участием истца Семеновой Т.Ю., ее представителя Семенова М.А., представителя ответчика Богдановой С.С., представителя соответчика Шашкиной И.С., представителей третьих лиц комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «город Петровск-Забайкальский» Костиной Н.В., представителя МКУ «ЦБУ и МТО городского округа Петровск-Забайкальский» Епифанцевой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Петровске-Забайкальском гражданское дело по исковому заявлению Семеновой Т. Ю. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского, комитету по финансам городского округа «город Петровск-Забайкальский» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Семенова Т.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского, комитету по финансам городского округа «город Петровск-Забайкальский», в котором просит взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского (далее – МОУ СОШ № 3) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 476 393 руб. 62 коп., недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь 2023 года в размере 53 083 руб. 78 коп.;
-признать незаконным начисление ей заработной платы с включением в состав МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, а также федеральной и региональной доплаты за классное руководство за период с января 2022 года до момента вступления решения суда в законную силу;
-обязать МОУ СОШ № 3 производить начисление и выплату заработной платы согласно разъяснениям Министерства образования Российской Федерации в письме от 29.12.2017 №ВП-1992/02 на ставку заработной платы с начислением компенсационных и стимулирующих выплат сверх оплаты прямой трудовой функции – педагогической нагрузки;
-обязать комитет по финансам городского округа «Петровск-Забайкальский» профинансировать указанные выплаты в полном объеме с начислением и выплатой процентов за несвоевременную выплату заработной платы;
-взыскать с МОУ СОШ № 3 и комитета по финансам городского округа «город Петровск-Забайкальский» компенсацию морального вреда, вызванную грубым длительным нарушением ее трудовых прав на своевременную и полную оплату труда в сумме 1 500 000 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что принята на работу в МОУ СОШ № 3 с 01.03.2006. В последние 12 месяцев организациями, осуществляющими бухгалтерское обслуживание школы истца допущены многочисленные нарушения порядка расчета заработной платы, в результате чего заработная ее плата опустилась ниже МРОТ, за январь 2023 года в расчетном листке появилась строка «доплата до МРОТ». При начислении заработной платы работниками бухгалтерии постоянно необоснованно включаются в МРОТ различные доплаты и выплаты, которые должны выплачиваться свыше МРОТ. Работодателем не выплачивалась заработная плата в соответствии с выполняемой ею работой: ей выплачивалось по 47 708 руб. 34 коп. ежемесячно, в то время как по ее подсчетам подлежало выплате 98 682 руб. 75 коп. ежемесячно. С учетом увеличения размера МРОТ с 13 890 руб. до 15 279 руб. с 01.06.2022, а также до 16 242 руб. с 01.01.2023 размер заработной платы существенно не менялся, т.к. в МРОТ при начислении заработной платы включались выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В судебном заседании Семенова Т.Ю., ее представитель Семенов М.А., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что начисление заработной платы производилось неверно; до настоящего момента нарушение ее трудовых прав не устранено. Также Семенова Т.Ю. пояснила, что размер компенсации морального вреда обусловлен тем, что она является учителем с высшей категорией, безукоризненно выполняет свои трудовые функции, при этом размер ее заработной платы на протяжении длительного времени занижается при произведении расчётов.
Представитель ответчика директор МОУ СОШ № 3 Богданова С.С. требования иска не признала, пояснила, что заработная плата начислялась истцу в соответствии с предоставляемыми табелями учета рабочего времени, в соответствии с алгоритмами начисления заработной платы, используемыми расчетными организациями.
Представитель соответчика комитета по финансам городского округа «город Петровск-Забайкальский» Шашкина И.С. требования иска не признала. Пояснила, что финансирование образовательных учреждений в части выплаты заработной платы педагогам осуществляется в соответствии требованиями бюджетного законодательства.
Представители третьих лиц – МКУ «ЦБМТО ГО Город Петровск-Забайкальский» Епифанцева М.И., комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «город Петровск-Забайкальский» Костина Н.В., в судебном заседании требования иска полагали не подлежащими удовлетворению, пояснили, что начисление заработной платы истцу производилось в соответствии с установленным регламентом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзацев второго и седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности режима рабочего времени педагогических работников).
Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Согласно пункту 2.2 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 августа 2021 г. № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) ( пункты 1 и 2 Постановления).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с пунктом 5.1 и пунктом 5.2 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утверждённых Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761.
Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается её содержание, срок выполнения и размер оплаты.
Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера (пункт 5.3 Разъяснений).
Согласно пункта 2.1.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № 3 от 08.02.2016 (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
Пунктом 2.1.13 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников (в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад. Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (пункты 2.2.2, 2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных ( работа в выходные и праздничные дни) ( пункты 2.2.2, 2.2.5).
Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат) (пункт 2.2.7).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.
Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2021 г. установлен в сумме 12 792 рубля в месяц.
С 01 января 2022 г. Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в сумме 13 890 рублей в месяц.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «город Петровск-Забайкальский» установлен в размере 1,4.
Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.
Кроме того, в соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в ее части первой, закрепляющей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 данного Кодекса).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть первая); размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса) (часть вторая).
Указанные положения Разъяснений опровергают доводы представителей ответчиков, третьих лиц, а также письма Министерства образования и науки Забайкальского края от 24.10.2022 № 11275 и Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 28.10.2022 № 75/10-3416-22-И о том, что ежемесячная доплата педагогическим работникам за классное руководство учитывается в составе МРОТ. Указанное разъяснение не содержит положений, разъясняющих порядок либо вид выплат, подлежащих включению в заработную плату работника для определения ее соответствия уровню МРОТ.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда, поскольку это противоречило бы назначению данной выплаты, поэтому доплата за классное руководство должна включаться в состав той части заработной платы, которая не менее минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что Семенова Т.Ю. работает в МОУ СОШ № 3 в должности учителя английского языка. Содержанием дополнительного соглашения от 19.09.2022 № 31 подтверждается назначение истца классным руководителем.
Ответчиками не оспаривался тот факт, что Семенова Т.Ю. в спорный период времени имела право на выплаты за классное руководство на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284, которые согласно представленных ответчиком же сведений начислялась не в полном размере.
Поскольку доплата за классное руководство является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей истца, доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда. Вместе с тем из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что соответствующая выплата включалась в размер заработной платы истца при доплате до минимального размера оплаты труда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований Семеновой Т.Ю. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в части доплаты за классное руководство.
Учитывая представленный истцом расчет, с МОУ СОШ №3 в пользу материального истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 52 255 руб. 96 коп., (исходя из расчета 4321,87 руб. + 4321,87 руб. + 4321,87 руб. + 4929,63 руб.+ 4929 руб. + 4779,94 руб. + 4929 руб. + 4929,63 руб. + 4929,63 руб. + 4929,63 руб. + 4932,63 руб.) за период работы с 01.01.2022 года по 31.01.2023 года включительно.
Оснований для взыскания иных, указанных в расчёте истца выплат, суд не усматривает. Вопреки мнению истца и ее представителя, при расчете заработной платы работодателем верно применены методики исчисления районного коэффициента, доплат за проверку тетрадей, кружковой работы, заведование кабинетом, за выслугу лет, за работу с детьми с ОВЗ (на дому), а также за наличие высшей категории у Семеновой Т.Ю.
Так как в судебном заседании нашла частичное подтверждение обоснованность требований Семеновой Т.Ю. о взыскании заработной платы, требования истца о признании факта нарушения ее трудовых прав также подлежат частичному удовлетворению, а потому подлежит признанию незаконным начисление МОУ СОШ №3 Семеновой Т.Ю. заработной платы с включением в состав МРОТ федеральной и региональной доплаты за классное руководство за период с января 2022 года до момента рассмотрения настоящего дела, а именно до 12.04.2023.
Требования истца о понуждении МОУ СОШ № 3 производить начисление и выплату заработной платы согласно разъяснениям Министерства образования Российской Федерации в письме от 29.12.2017 №ВП-1992/02 на ставку заработной платы с начислением компенсационных и стимулирующих выплат сверх оплаты прямой трудовой функции – педагогической нагрузки не могут быть удовлетворены судом, так как размер заработной платы подлежит исчислению работодателем в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и подзаконных нормативных актов за соответствующий отработанный период, которые могут быть изменены, либо отменены, в связи с чем основания для понуждения работодателя руководствоваться на будущее какими-либо разъяснениями суд не усматривает.
Не находит суд и оснований для понуждения комитета по финансам городского округа «Петровск-Забайкальский» к финансированию выплат в пользу Семеновой Т.Ю. в полном объеме с начислением и выплатой процентов за несвоевременную выплату заработной платы, так как указанный соответчик не является работодателем Семеновой Т.Ю., выполняет в рассматриваемом случае лишь техническую функцию по перечислению доведенных денежных средств для образовательных учреждений. Так как при рассмотрении дела не установлен факт нарушения какими-либо действиями, а равно бездействием со стороны комитета трудовых прав Семеновой Т.Ю., суд не находит оснований для возложения на комитет по финансам городского округа «Петровск-Забайкальский» указанных истцом обязанностей.
Вместе с тем в силу требований ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку обоснованность заявленных требований нашла свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, с момента принятия решения суда в пользу Семеновой Т.Ю. подлежит начислению и выплате компенсация в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ. Так как в добровольном порядке ответчиком МОУ СОШ № 3 размер такой компенсации не начислен, суд считает возможным понудить работодателя осуществить исчисления и произвести выплату в судебном порядке.
Обсуждая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в соответствии с частью четвертой ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением требований трудового законодательства, требования Семеновой Т.Ю. о взыскании компенсации морального вреда суд также находит обоснованными. Принимая во внимание размер задолженности, период некорректного начисления и выплаты заработной платы, суд считает возможным определить подлежащей ко взысканию с работодателя МОУ СОШ № 3 в пользу Семеновой Т.Ю. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Оснований для возложения обязанности по выплате компенсации морального вреда на комитет по финансам городского округа «город Петровск-Забайкальский» при рассмотрении настоящего дела не установлены, поскольку указанным соответчиком не допущено нарушений трудовых прав Семеновой Т.Ю.
При решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд с учитывает финансовое положения ответчика, характер спора и полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МОУ СОШ № 3.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Семеновой Т. Ю. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского в пользу Семеновой Т. Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2022 года по 31.01.2023 года в размере 52 255 руб. 96 коп.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского в пользу Семеновой Т. Ю. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского начислить и выплатить Семеновой Т. Ю. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за указанный период в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ.
Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского.
В удовлетворении иных исковых требований Семеновой Т. Ю. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.В. Зизюк
Копия верна
судья Зизюк А.В.
секретарь Михайлова Е.В.
УИД 75RS0005-01-2022-001618-88