РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года город Плавск Тульской области
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Руденко Н.А.,
при секретаре Аничкиной С.И.,
с участием истца – прокурора Чернского района Тульской области Кузиной С.В.,
представителя ответчика – ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» по доверенности Фомичевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского межрайонного суда Тульской области гражданское дело № 2-301/2023 по иску прокурора Чернского района Тульской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению здравоохранения «Плавская центральная районная больница им. С.С. Гагарина» об обязании установить пандус, оснастить здание кнопкой вызова персонала,
установил:
прокурор Чернского района Тульской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С.Гагарина» и просил обязать ответчика установить пандус при входе в Велье-Никольский фельдшерский здравпункт ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также оснастить здание фельдшерского здравпункта по указанному адресу кнопкой вызова персонала – в срок до 31.12.2024.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Чернского района Тульской области проведена проверка исполнения ГУЗ «Плавская ЦРБ им.С.С. Гагарина» законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой (проверки) установлено, что Велье-Никольский фельдшерский здравпункт ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» оказывает медицинскую помощь гражданам по адресу: <адрес>, и вход в помещение фельдшерского здравпункта представляет собой пятиступенчатую лестницу; пандус и кнопка вызова персонала отсутствуют, какое-либо визуальное, тактильное, радио- или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход, также отсутствуют, что делает невозможным использование входа для маломобильных групп населения. Доступ инвалидам к фельдшерскому здравпункту затруднен.
В судебном заседании истец – прокурор Чернского района Тульской области Кузина С.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» по доверенности Фомичева Ж.В. в судебном заседании требования об обязании установить пандус, оснастить здание кнопкой вызова персонала не оспаривала, однако возражала относительно срока исполнения заявленных прокурором требований, указанного истцом - до 31.12.2024, поскольку данные расходы в бюджет учреждения здравоохранения на 2024 год не заложены. Полагала возможным установить срок исполнения требований (относительно установки пандуса) – до конца 2025 года. Указала, что на 2025 год запланирован капитальный ремонт здравпункта, тогда же здравпункт должен быть оборудован пандусом. Указала, что резервного фонда денежных средств у медицинского учреждения не имеется.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица – министерства здравоохранения Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Выслушав объяснения истца – прокурора Чернского района Тульской области Кузиной С.В., представителя ответчика – ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» по доверенности Фомичевой Ж.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
Статьей 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики России как правового демократического и социального государства создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2).
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, правообладателем на праве оперативного управления нежилого помещения – фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, согласно сведениям ЕГРН, является ГУЗ «Плавская ЦРБ им.С.С. Гагарина».
Согласно выписке из реестра лицензий, названное медицинское учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе по адресу: <адрес> (фельдшерский пункт).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Чернского района Тульской области проверено исполнение ГУЗ «Плавская ЦРБ им.С.С.Гагарина» законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что названный фельдшерский пункт ГУЗ «Плавская ЦРБ им.С.С. Гагарина» оказывает медицинскую помощь гражданам по адресу: <адрес>; вход в помещение фельдшерского здравпункта по состоянию на 01.02.2023 представляет собой пятиступенчатую лестницу; пандус и кнопка вызова персонала отсутствуют, какое-либо визуальное, тактильное, радио- или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход, также отсутствуют, что делает невозможным использование входа для маломобильных групп населения. Доступ инвалидов к фельдшерскому здравпункту затруднен.
Данные обстоятельства следуют из вынесенного прокурором района главному врачу ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» представления от 02.03.2023 об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов, которым (представлением) прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть данное представление и принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших; прокурор полагал необходимым обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в фельдшерские здравпункты, в том числе Велье-Никольский ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина», а именно установить пандус, кнопку вызова специалиста и информационную табличку, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина», виновных в нарушениях законодательства.
В представлении указано, что оно подлежит безотлагательному рассмотрению, а также указано на обязанность в течение месяца со дня вынесения представления сообщить прокурору в письменной форме о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона.
Кроме того, из данного представления следует, что причинами и условиями, способствовавшими нарушению законодательства, являются ненадлежащая работа по исполнению своих должностных обязанностей со стороны работников фельдшерских здравпунктов, а также недостаточный контроль за работой подчиненных со стороны руководства медицинского учреждения.
Заместителем главного врача по лечебной работе ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С.Гагарина» прокурору Чернского района Тульской области 16.03.2023 за № сообщено, что представление от 02.03.2023 рассмотрено и удовлетворено. Сообщено, что в ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» будет проведена работа по устранению нарушений; в 2023 году здравпункт будет оборудован кнопкой вызова специалиста и информационной табличкой для инвалидов; в 2025 году запланирован капитальный ремонт Велье-Никольского фельдшерского здравпункта, который будет оборудован пандусом, и обеспечен вход в здание для маломобильных групп населения.
Из материалов дела следует, что 13.03.2023 за №-ко главным врачом ГУЗ «Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина» вынесен приказ «О дисциплинарном взыскании» - объявлено замечание заведующему хозяйством ФИО1 на основании названного представления от 02.03.2023 об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Из акта от 17.03.2023 проверки соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов следует, что вход в помещение фельдшерского здравпункта представляет собой пятиступенчатую лестницу, пандус и кнопка вызова персонала отсутствуют, какое-либо визуальное, тактильное, радио- или звуковое сопровождение с указанием групп помещений (отделений), в которые можно пропасть через данный вход, также отсутствуют, что делает невозможным использование входа для маломобильных групп населения; доступ инвалидов к фельдшерскому здравпункту затруднен.
Данные обстоятельства также подтверждены представленным в дело фотоматериалом, содержание которого в смысле относимости к спорному помещению в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 4.4 Свода правил СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 6.1.1).
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (п. 6.1.2).
Размеры входной площадки (ширина ? глубина) с пандусом должны быть не менее 2,2 ? 2,2 м (п. 6.1.4).
По продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент (п. 6.2.10).
Знаком доступности для МГН должны обозначаться, в том числе входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках (п. 6.5.1).
На входах в медицинские организации для пациентов и посетителей должны быть обеспечены визуальное, тактильное, радио- или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (при наличии нескольких входов) (п. 8.3.3).
Указанные прокурором в иске нарушения, в связи с неустранением которых заявлены исковые требования, наличествуют, что в силу вышеприведенных норм закона недопустимо.
Не оспаривая правомерность требований прокурора, сторона ответчика в судебном заседании сослалась на приложение № 7 к региональной программе Тульской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Тульской области» - Строительство (реконструкция) медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям, их обособленных структурных подразделений, центральных районных и районных больниц, и представитель ответчика указала, что расходы на установку пандуса при входе в названный фельдшерский здравпункт бюджетом медицинского учреждения на 2024 год не предусмотрены.
Кроме того, сторона ответчика полагала возможным установить срок исполнения требований прокурора – до конца 2025 года, поскольку именно на 2025 год запланирован капитальный ремонт здравпункта, тогда же, как указала представитель ответчика, и будет произведена установка пандуса – в рамках проведения ремонта.
Такие доводы ответчика не опровергают правомерность требований истца об обязании выполнить названные работы в срок до 31.12.2024, а не позднее.
Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что отсутствие финансирования или его недостаточный объем не освобождают ответчика от своевременного соблюдения требований нормативных актов.
Довод ответчика о том, что в бюджете учреждения здравоохранения на 2023 - 2024 г.г. не предусмотрены в достаточном объеме средства на выполнение названных работ, не может служить основанием для ограничения права инвалидов на доступность медицинской помощи.
Довод ответчика о нецелесообразности устанавливать пандус при входе в фельдшерский здравпункт в срок до 31.12.2024 - до проведения ремонта помещения, который запланирован на 2025 год, поскольку такие работы, как указывал представитель ответчика, могут быть выполнены при проведении ремонта помещения, подлежит судом отклонению как не основанный на требованиях закона и противоречащий необходимости неукоснительного соблюдения прав маломобильных групп населения.
Более того, срок, до которого прокурор просил выполнить указанные работы, - до 31.12.2024, недостаточным не является, с учетом, в том числе и необходимых к проведению мероприятий по составлению соответствующих документации, смет и т.п.
Давая совокупную оценку всем представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных истцом требований и к выводу об их удовлетворении.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Чернского района Тульской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению здравоохранения «Плавская центральная районная больница им.С.С.Гагарина» об обязании установить пандус, оснастить здание кнопкой вызова персонала – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Плавская центральная районная больница им. С.С. Гагарина» (ОГРН: 1027103075306) установить пандус при входе в Велье-Никольский фельдшерский здравпункт, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также оснастить здание фельдшерского здравпункта, расположенного по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала – в срок до 31 декабря 2024 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Плавский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Руденко