Дело № 2-272/2019
Изготовлено в окончательной форме 13 апреля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Андреевой А.Ф.,
с участием:
прокурора –помощника прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыковой О.С.
ответчика Крылова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Крыловой Т.А., Крылову А.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ) обратилось в суд с иском к Крыловой Т.А. и Крылову А.С. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ.
Согласно договора найма служебного жилого помещения № от 18.03.2009 жилое помещение было предоставлено Крыловой Т.А. на период прохождения военной службы на состав семьи 2 человека.
Согласно справке о регистрации формы 9 (Ф-9) от 21.12.2018 № в спорном жилом помещении ответчики зарегистрированы с 31.03.2009 по настоящее время. Также на вышеуказанное жилое помещение в абонентском пункте открыт финансовый лицевой счет № на имя Крыловой Т.А.
Согласно сообщению войсковой части <данные изъяты> Крылова Т.А. не имеет трудовых отношений с войсковой частью №.
14.10.2016 в адрес ответчиков направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде, а также требование об освобождении жилого помещения.
Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчики не исполнили, жилое помещение не освободили, лицевой счет не закрыли.
Просит признать ответчиков Крылову Т.А. и Крылова А.С. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и снять с регистрационного учета.
Кроме того, просит суд обязать Крылову Т.А. и Крылова А.С. предоставить в отделение (территориальное, г. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» справку, выданную управляющей компанией о закрытии финансово – лицевого счета, акта приема – передачи жилого помещения, справку о погашении задолженности за жилищно – коммунальные услуги.
Представитель истца, ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте его проведения.
Ответчик Крылова Т.А. в суд не явилась, извещена надлежащим образом и заблаговременно о времени и месте судебного разбирательства, сообщила, что не сможет явиться в суд ввиду неудовлетворительного состояния здоровья.
Кроме того, в разговоре с секретарем судебного заседания пояснила, что не согласна с иском, поскольку ее сын намерен восстанавливаться на службе. Квартира была предоставлена семье военнослужащего ее мужа, который умер. Она, как вдова, получила от Министерства обороны квартиру в <адрес>, но проживает в <адрес>.
Ответчик Крылов А.С. в суде иск признал в полном объеме, о чем им представлено письменное заявление.
Заслушав ответчика Крылова А.С., заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть выселен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, передавшего ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относится служебное жилое помещение.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации,служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 года № 487 утверждено Положение «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти» (далее по тексту Положение), в котором законом предусмотрена военная служба. Согласно пункту 4 данного Положения жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации - до окончания военной службы по призыву. При окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - жилищный договор прекращает свое действие. В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, согласно типовому договору найма служебного жилого помещения № от 18.03.2009 Крыловой Т.А. и члену ее семьи: сыну Крылову А.С., на время прохождения службы Крыловой Т.А. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 7-8).
Согласно информации ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного Флота домоуправление № Полярнинское АП № п Спутник от 21.12.2018 (л.д. 9) и от 29.03.2019, в указанном жилом помещении с 31.03.2009 по настоящее время зарегистрирована Крылова Т.А., *.*.* года рождения. Совместно с ней в указанном жилом помещении с 31.03.2009 по настоящее время зарегистрирован ее сын, Крылов А.С., *.*.* года рождения.
Данный факт ответчиками не оспаривается.
Согласно копии информационного письма ВрИО командира войсковой части № от 27.11.2017, войсковая часть № не имеет трудовых отношений с Крыловой Т.А. (л.д. 14).
Вместе с тем, как следует из выписки лицевого счета за период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года, открытого на имя Крыловой Т.А. (л.д. 10), и акта проверки права пользования специализированным жилым помещением Министерства обороны Российской Федерации от 20.12.2018 (л.д. 15-16), ответчики до настоящего времени остаются зарегистрированными в указанном жилом помещении, однако не проживают в указанной квартире длительное время.
Вместе с тем, факт проживания ответчиков в спорном жилом помещении подтверждается справкой старшего УУП ОМВД России по Печенгскому району от 26.03.2019 и данными Крыловым А.С. объяснениями от 26.03.2019, согласно которым он и его мать Крылова Т.А. зарегистрированы и фактически проживают по указанному адресу с 31.01.2009 по настоящее время. Указанное жилое помещение было выдано Крыловой Т.А. в 2001 году как служебное жилье по договору служебного найма.
Согласно информации Территориального отделения ФГКУ «Северного регионального управления жилищного обеспечения» Крылова Т.А., *.*.* года рождения, на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением в отделении (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ не состоит.
Из информации Отдела муниципального имущества администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 28.03.2019 следует, что Крылова Т.А., *.*.* года рождения, и Крылов А.С., *.*.* года рождения, с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в Отдел муниципального имущества не обращались.
14.10.2016 за исх. № в адрес Крыловой Т.А. было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 11), а 07.11.2016 за исх. № в адрес Крыловой Т.А. направлено требование об освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием права проживания в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 12, 13), которое ответчиком до настоящего времени не исполнено. Таким образом, в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение ответчик отказывается, чем нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при увольнении Крыловой Т.А. с военной службы, она и члены ее семьи обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение по адресу: <адрес>
Доказательств того, что Крылова Т.А. обращалась к истцу с заявлением о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения вновь и получила отказ, состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, материалы дела не содержат.
Кроме того, как следует из поснений ответчиков, Крылова Т.А. Министерством обороны Российской Федерации, как вдова военнослужащего, обеспечена жильем, расположенным в <адрес>.
Согласно пункту 5 Положения жилищный договор расторгается в случае обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Оценивая в совокупности изложенные выше обстоятельства, с учетом вышеперечисленных норм закона, суд приходит к выводу о том, что у ответчика Крыловой Т.А. отсутствуют законные основания для пользования служебной квартирой и находит требования истца в части признания ответчика Крыловой Т.А. утратившим право пользования жилым помещением и ее выселении обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иных обстоятельств, при которых, в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение ответчика из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, при рассмотрении дела не установлено.
Право членов семьи Крыловой Т.А. на проживание в данном жилом помещении является производным от прав самой Крыловой Т.А., самостоятельного права пользования спорной квартирой ее члены семьи, а также ответчик Крылова Т.А., не приобрели, так как данное служебное жилье было предоставлено на период трудовых отношений именно Крыловой Т.А.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, на основании части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако в удовлетворении требований истца по снятию ответчиков с регистрационного учета суд полагает необходимым отказать, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, настоящее решение является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в спорном жилом помещении.
Кроме того, истцом заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению в отделение (территориальное, г. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» справки, выданной управляющей компанией, о закрытии финансово – лицевого счета, акта приема – передачи жилого помещения, и справки о погашении задолженности за жилищно – коммунальные услуги, которое удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 11 пункта 7 раздела II копии типового договора найма служебного жилого помещения № от 18.03.2009 наниматель обязан при освобождении жилого помещения сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 7-8).
Суд не находит законных оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению документов, о которых просит истец, поскольку действующим законодательством и условиями поименованного договора предоставление последних при освобождении жилого помещения не предусмотрено.
Кроме того, отделение (территориальное, г. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» не является стороной по настоящему гражданскому делу, а, ответственно, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности по передачи документов третьим лицам.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет.
По общему правилу, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно абзацу 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размере: при подаче искового заявления неимущественного характера: для организаций - 6 000 рублей.
В силу изложенного суд полагает необходимым взыскать с Крыловой Т.А. и Крылова А.С., не освобождённых от уплаты госпошлины, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать Крылову Т.А., *.*.* года рождения, Крылова А.С., *.*.* года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований о снятии с регистрационного учета, об обязании представить в отделение (территориальное г.Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» справку, выданную управляющей компанией, о закрытии финансово-лицевого счета, акт приема-передачи жилого помещения, справку о погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги отказать.
Взыскать с Крыловой Т.А., Крылова А.С. в доход бюджета муниципального образования Печенгский район государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей по 3000 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова