Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-480/2024 ~ М-308/2024 от 31.05.2024

Дело № 2-480/2024

УИД № 24RS0003-01-2024-000544-67

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             13 августа 2024 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности по очистке земельных участков от заброшенных жилых домов, строительного мусора, сухой растительности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности очистить земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> путем сноса, расположенных на них заброшенных жилых домов, очистки от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности, не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что на балансе муниципального образования Большесырского сельсовета находятся жилые помещения, степень износа которых составляет 100%, расположенные по адресам: <адрес>. Располагаются данные жилые помещения на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, на территории сельского поселения Большесырский сельсовет, входящий в состав Балахтинского района Красноярского края. Согласно информации, предоставленной 22.04.2024 г. администрацией Большесырского сельсовета Балахтинского района Балахтинского района, вышеуказанные жилые дома требуют сноса в связи с их изношенностью. Данные жилые дома находятся в ненадлежащем безнадзорном антисанитарном состоянии, частично разрушены, освобождены от жильцов, до настоящего времени не демонтированы, что представляет собой угрозу жизни и здоровью гражданам, проживающим и использующим рядом стоящие здания и сооружения. Кроме того, факт возможного беспрепятственного проникновения в заброшенные здания не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей, создает условия для противоправных действий, как в местах пребывания преступных элементов. Поскольку администрация Большесырского сельсовета несет ответственность за ненадлежащее содержание земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Большесырский сельсовет, предполагающее принятие мер по предотвращению пожароопасных ситуаций, а также несет ответственность за ненадлежащее содержание, принадлежащего ему имущества (жилых помещений), на администрацию Большесырского сельсовета необходимо возложить обязанность по очистке вышеуказанных земельных участков путем сноса расположенных на них заброшенных жилых домов, а также очистки от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 04.06.2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Балахтинского района Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление, в котором с исковыми требованиями согласился в полном объеме.

В силу ст. 233 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица администрации Балахтинского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с абз. 1 ст. 7 Федерального закона №68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, ответственность за нарушение правил противопожарного режима возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов (Пункт 68).

Пунктом 71 Правил противопожарного режима установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

По общему правилу согласно положениям пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктами 3, 7.1, 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что п. 3, 4, 9, 19 ч. 1 ст. 6 Устава Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета.

В ходе проверки прокуратурой района соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности, установлено, что на территории администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края находятся муниципальные жилые дома, требующие сноса в связи с их изношенностью.

Согласно информации администрации Большесырского сельсовета от 22.04.2024 г. , по адресам: <адрес>, расположены муниципальные дома, имеющие 100% износа. Ветхие дома расположены на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, на территории сельского поселения Большесырский сельсовет, входящий в состав Балахтинского района Красноярского края.

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных по вышеуказанным адресам.

Данные жилые дома находятся в ненадлежащем безнадзорном антисанитарном состоянии, частично разрушены, освобождены от жильцов, до настоящего времени не демонтированы, что представляет собой угрозу жизни и здоровью гражданам, проживающим и использующим рядом стоящие здания и сооружения. Факт возможного беспрепятственного проникновения в заброшенные здания не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей, создает условия для противоправных действий как в местах пребывания преступных элементов.

До настоящего времени меры к демонтажу аварийных жилых помещений, уборки сухой растительности на вышеуказанных земельных участках ответчиком – администрацией Большесырского сельсовета, не приняты.

Поскольку администрация Большесырского сельсовета несет ответственность за ненадлежащее содержание земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Большесырский сельсовет, предполагающее принятие мер по предотвращению пожароопасных ситуаций, ответственность за ненадлежащее содержание, принадлежащего ему имущества (жилых помещений), суд удовлетворяет заявленные исковые требования в отношении ответчика администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края по очистке вышеуказанных земельных участков путем сноса расположенных на них заброшенных жилых домов, а также очистки от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 01 августа 2025 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края Балахтинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности по очистке земельных участков от заброшенных жилых домов, строительного мусора, сухой растительности - удовлетворить.

Обязать администрацию Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01 августа 2025 года очистить земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, путем сноса, расположенных на них заброшенных жилых домов, очистки от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, уборки сухой растительности.

Разъяснить ответчику право подать в Балахтинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2024 года.

2-480/2024 ~ М-308/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Администрация Большесырского сельсовета
Другие
администрация Балахтинского района
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2024Подготовка дела (собеседование)
13.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее