дело № 2-133/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2024 г. г. Лагань
Лаганский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего судьи Дорджиева Н.А.,
при секретаре судебного заседания Саранговой Д.С.,
с участием ответчика Коновалова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Тульской области к Коновалову Павлу Валерьевичу о взыскании части выплаченной социальной выплаты,
установил:
Министерство здравоохранения <адрес> (далее – Министерство) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ФИО2 заключен договор № о предоставлении социальной выплаты. Согласно условиям договора истец обязуется предоставить ответчику социальную выплату в размере 580 000 руб. с учетом удержания налога на доходы физических лиц, а ответчик – работать в течение 5 лет со дня заключения трудового договора с учреждением по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего дня, установленной для данной категории работников (п. 2.3.1 договора). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № О/К-316 ответчик принят на работу в ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» на должность врача - детского хирурга, и с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплачена социальная выплата в размере 504 600 руб. за вычетом суммы налога в размере 75 400 руб. в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № О/К-229 ответчик уволен по собственному желанию. В адрес ответчика направлено письмо о возврате денежных средств, но до настоящего момента ответчик денежные средства не верн<адрес> взыскать с ФИО2 в пользу Министерства задолженность по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении социальной выплаты в размере 129 912,38 руб., проценты в размере 17 187,59 руб.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что после расторжения договора с ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» он трудоустроился в ГУЗ «<адрес> больница», которая также входит в систему Министерства здравоохранения <адрес>.
Представитель истца Министерства здравоохранения <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, в письменных пояснениях просила рассмотреть дело без участия их представителя. Указала, что в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № четко прописано, что работник возвращает часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока. Трудоустройство ФИО5 в ГУЗ «<адрес> больница» не характеризует его как впервые прибывшим на работу в государственное учреждение <адрес>.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ, увеличение продолжительности их жизни.
В частности, подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ была возложена обязанность разработать до ДД.ММ.ГГГГ комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах РФ программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
В рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительством РФ издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 г., в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти РФ программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Развитие здравоохранения <адрес>». Целью данной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Одним из программно-целевых инструментов программы является подпрограмма VI «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», целью которой является разработка и реализация мер государственной поддержки по формированию кадрового потенциала отрасли здравоохранения <адрес>. Подпрограмма направлена на решение задачи по обеспечению отрасли здравоохранения <адрес> высококвалифицированными специалистами.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой VI «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» <адрес> было разработано «Положение о порядке и размере предоставления социальных выплат медицинским работникам», утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Положение).
В силу пункта 2 Положения социальная выплата производится единовременно и предоставляется медицинским работникам в возрасте до 35 лет, заключившим трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) по основному месту работы на полную ставку на срок не менее 5 лет на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников: врачам, впервые прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения <адрес> в 2013-2017 годах; средним медицинским работникам, впервые прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения <адрес> в 2013-2017 годах (далее - Учреждение), либо прошедших профессиональную переподготовку и приступивших к работе по одной из востребованных специальностей (приложение №).
Согласно пунктам 3, 3.1 Положения социальная выплата предоставляется врачам всех специальностей – в размере пятисот восьмидесяти тысяч рублей. Размеры социальной выплаты указаны с учетом налога на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения для получения социальной выплаты медицинский работник заключает с Министерством здравоохранения <адрес> и Учреждением договор о предоставлении социальной выплаты. Социальная выплата производится Министерством здравоохранения <адрес> путем перечисления денежных средств на указанный медицинским работником счет в кредитной организации.
Пунктами 9,13 Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения <адрес> в течение 30 рабочих дней со дня обращения рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении Договора либо об отказе в его заключении. После заключения Договора Министерство здравоохранения <адрес> в течение 10 рабочих дней подает заявку в Министерство финансов <адрес> на финансирование социальной выплаты. Министерство финансов <адрес> осуществляет выделение средств на социальную выплату на основании заявок Министерства здравоохранения <адрес>. Министерство здравоохранения <адрес> при поступлении денежных средств в течение 10 рабочих дней осуществляет социальную выплату путем перечисления денежных средств на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации.
Согласно пункту 16 Положения в случае расторжения трудового договора медицинским работником с Учреждением до истечения пятилетнего срока Учреждение уведомляет об этом Министерство здравоохранения <адрес> в течение 3 рабочих дней с момента прекращения трудового договора с указанием основания его прекращения.
В соответствии с пунктом 17 Положения медицинский работник возвращает в течение 60 календарных дней на лицевой счет Министерства здравоохранения <адрес> часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, а также за исключением случая увольнения по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ при условии, что новым местом работы будет государственное учреждение здравоохранения <адрес>), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется, в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами РФ, так и законодательными актами субъектов РФ. В частности, нормативными правовыми актами субъекта РФ – <адрес> – предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной социальной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.
Одним из условий предоставления названной выплаты в <адрес> является работа гражданина в государственном учреждении здравоохранения <адрес> не менее 5 лет. Предусмотрены последствия невыполнения медицинским работником этого условия, а именно обязанность возвратить уполномоченному органу, в данном случае Министерству здравоохранения <адрес>, полученную социальную выплату, за исключением случаев расторжения трудового договора, перечисленных в пункте 17 Положения.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, правовое регулирование, установленное в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для «молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В пункте 14 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, прямо указано, что получатель социальной выплаты в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату. Досрочное расторжение по инициативе получателя социальной выплаты без учета конкретных обстоятельств, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если получатель выплаты в срок не превышающий 6 месяцев заключил трудовой договор с другим работодателем и продолжил работу в сельской местности.
Судом установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ № О/К-316 ФИО2 принят на работу в указанное учреждение на должность врача – детского хирурга (для оказания экстренной медицинской помощи) хирургического отделения филиала № с должностным окла<адрес> 850 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения <адрес> и ФИО2 заключен договор № о предоставлении социальной выплаты, по условиям которого истец предоставил ответчику социальную выплату в размере 580 000 руб. с учетом удержания налога на доходы физических лиц, а ответчик обязался работать в течение 5 лет со дня заключения трудового договора с учреждением по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего дня, установленной для данной категории работников (п. 2.3.1 договора).
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 выплачена социальная выплата в размере 504 600 руб. (за вычетом налога на доходы физических лиц).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был уволен по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ) согласно приказу ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ № О/К-229.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУЗ «<адрес> больница» и ФИО2 заключен трудовой договор №-ТД, согласно которому ФИО2 принят на работу в качестве врача – детского хирурга на 1,0 ставку на неопределенный срок с установлением должностного оклада в размере 17 942 руб.
Приказом главного врача №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на работу в ГУЗ «<адрес> больница» на должность врача – детского хирурга.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору и приказом главного врача №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на должность врача ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики диагностического отделения ГУЗ «<адрес> больница» на 1,0 ставку.
Представленные табеля учета рабочего времени ГУЗ «<адрес> больница» за период с мая 2021 г. по апрель 2024 г. свидетельствуют о том, что ФИО2 продолжает осуществлять трудовую деятельность в названном медицинском учреждении.
Согласно общедоступным сведениям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с официального сайта Федеральной налоговой службы России учредителем ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» и ГУЗ «<адрес> больница» является <адрес> в лице Министерства здравоохранения <адрес>.
С учетом вышеназванных положений действующего законодательства, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в связи с переходом на другую работу в пределах одного региона ФИО2 не утратил право, предусмотренное пунктом 2 Положения.
Доказательств того, что увольнение ФИО2 с ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница» связано с неуважительными причинами, судом не установлено и материалы дела таковых не содержат.
Принимая во внимание цели и задачи государственной политики в сфере здравоохранения, направленные на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ, на обеспечение системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им различных социальных выплат, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 не нарушены условия договора о предоставлении социальной выплаты в рамках программы <адрес> «Развитие здравоохранения <адрес>», изменение места работы не противоречило основным целям и задачам как федеральной целевой программы, так и региональной программы.
Общий период трудовой деятельности ФИО2 в учреждениях здравоохранения <адрес>, исходя из представленного истцом расчета (1 417 отработанных и 409 неотработанных дней) и сведений, представленных работодателем ГУЗ «<адрес> больница» за период с мая 2021 г. по апрель 2024 г., составляет более пяти лет.
Указанное подтверждает факт того, что обязательства перед истцом ФИО2 исполнены в полном объеме.
Утверждение истца о том, что работник возвращает часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока, а также трудоустройство ФИО5 в ГУЗ «<адрес> больница» не характеризует его как впервые прибывшим на работу в государственное учреждение <адрес>, противоречит действующему нормативному правовому регулированию спорных правоотношений при установленных судом обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении социальной выплаты в размере 129 912,38 руб. и процентов в размере 17 187,59 руб. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения <адрес> к ФИО2 о взыскании части выплаченной социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Лаганский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Н.А. Дорджиев