УИД 11RS0001-01-2023-004314-36 |
Дело № 2-5476/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф,
при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.,
с участием:
представителя ответчика Хозяиновой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арнольд-Пайдуловой Инны Андреевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить проект соглашения об изъятии жилого помещения с определением размера возмещения,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Сыктывкар» о возложении на ответчика обязанности предоставить проект соглашения об изъятии жилого помещения по адресу: ... определением размера возмещения.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником ... спорном МКД, который признан постановлением ответчика от ** ** ** №... аварийным и подлежащим сносу. Обращение истца о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения оставлено ответчиком без удовлетворения.
В судебном заседании истец и её представитель Трофимова В.В участия не приняли, извещены надлежаще.
Представитель ответчика иск не признала, указав, что установленный администрацией срок для добровольного сноса жилого дома собственниками жилых помещений к настоящему моменту не истёк, установленная статьей 32 Жилищного кодекса РФ процедура изъятия недвижимости в отношении жилого помещения истца не проводилась.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке его участников.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение (....) по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Арнольд-Пайдуловой И.А с ** ** **.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... (в редакции постановления от ** ** ** №...) на основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** №... многоквартирный жилой ... признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2028 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» поручено направить собственникам помещений, расположенных в МКД, требования о его сносе за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошёл.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 указанной статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Частью 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч. 8 указанной статьи по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Во исполнение постановления от ** ** ** №... Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** направило истцу требование о добровольном сносе многоквартирного дома – в срок до ** ** **. Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
На момент рассмотрения настоящего спора требование администрации МО ГО «Сыктывкар» о сносе МКД собственниками жилых помещений не исполнено, при этом срок для добровольного сноса МКД также не истёк.
Без соблюдения предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры решение об изъятии земельного участка, занятого подлежащим сносу многоквартирным жилым домом, и расположенного в таком доме жилого помещения для муниципальных нужд принято быть не может. При этом установление срока для добровольного сноса собственниками многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае – администрации МО ГО «Сыктывкар». Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.
Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома – о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома.
Единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о сносе дома является проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Таким образом, началу процедуры созыва общего собрания также предшествует необходимость установления собственников всех помещений дома.
Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно частям 2 и 4 ст. 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 3 приведенной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.
Таким образом, снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу уполномоченным на то специалистом на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок для добровольного сноса многоквартирного ..., не является разумным, суду не представлено. На момент рассмотрения дела судом установленный срок для добровольного сноса жилого дома не истёк.
Таким образом, поскольку срок, установленный для сноса собственниками жилых помещений многоквартирного дома, не истек, сведения о том, что муниципальным образованием принято решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом отсутствуют, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Возможность соблюдения ответчиком предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка, занятого домом №... по ..., и жилых помещений в нём не утрачена. Какого-либо неправомерного бездействия по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком не допущено.
С учётом изложенного, обращение истца в суд за понуждением ответчика предоставить истцу соглашение об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения для муниципальных нужд в рамках ст. 32 Жилищного кодекса РФ до истечения срока, установленного для добровольного сноса аварийного дома, носит преждевременный характер.
Довод иска о нарушении жилищных прав истца, в том числе права на безопасные условия проживания, не имеет правового значения и не исключает необходимости соблюдения предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры.
В силу п. 3 ст. 95 указанного Кодекса гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены для временного проживания жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии с положениями указанной нормы, а также п.3.1 ч. 2 ст. 106 Жилищного кодекса РФ истец вправе обратиться к ответчику за предоставлением жилого помещения маневренного фонда до завершения расчетов с ней в результате процедуры изъятия земельного участка и выкупа жилого помещения. Ответчик в письме от ** ** ** за исх. №... порядок обращения за предоставлением жилого помещения маневренного фонда истцу разъяснил.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований истцов в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Арнольд-Пайдуловой Инны Андреевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить проект соглашения об изъятии жилого помещения по адресу: ... определением размера возмещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Губаева Д.Ф.