Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-332/2021 ~ М-313/2021 от 22.06.2021

Дело № 2-332/2021

УИД 29RS0004-01-2021-000486-15

04 августа 2021 года

                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Алекберовой В.В., с участием истца Шубиной Н.П., рассмотрев в отрытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Шубиной Н.П. к ООО «Березниковское ТСП» о признании незаконным начислений платы за отопление, перерасчете платы за отопление,

у с т а н о в и л:

Шубина Н.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику в обоснование требования, указав, что является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С 2003 года была установлена плата за теплоснабжение в размере 18,5 % от нормы, поскольку обогревательные элементы в квартире были сняты и оставлены лишь трубы диаметром 40 мм, протяженностью 14,08 погонных метров. При этом ответчик производит начисление за отопления от норматива потребления, а не от фактического объема полученной услуги. Просит суд: признать незаконным действия ответчика по начислению платы в размере 100% за отопление квартиры по адресу: <адрес>; обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес> за период с сентября 2018 года по май 2021 года, с учетом распоряжения администрации МО «Виноградовский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате за теплоэнергию при отсоединении от центрального отопления» в размере 18,5 % от полной стоимости услуги по отоплению квартиры, определенной по нормативу потребления; обязать ответчика до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление квартиры адресу: <адрес>, по адресу: <адрес>, с учетом распоряжения администрации МО «Виноградовский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате за теплоэнергию при отсоединении от центрального отопления» в размере 18,5 %.

Истец в судебном заседании поддержала требование, уточнив, что просит установить плату, рассчитанную ответчиком, произвести перерасчет платы за услуги отопления за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 24% от норматива потребления, с марта 2019 года по май 2021 года в размере 14,8 % процента от норматива потребления, а также понудить ответчика до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление квартиры, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 14,8% от норматива потребления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что с требованиями истца не согласен, считает, что плата за отопления должна рассчитываться исходя из норматива потребления, так же не согласны с установленным органом местного самоуправления расчетом по оплате за отопления в размере 18,5% от норматива потребления, представив расчет потребляемой истцом энергии.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Шубина Н.П. является собственником 1/2 доли жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.7-9).

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из содержания статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Судом установлено, что в 2003 году с разрешения органа местного самоуправления в квартире истца были демонтированы радиаторы центрального отопления. Отключение обогревательных приборов от центрального водяного отопления было вызвано тем, что коммунальные службы некачественно оказывали услуги по теплоснабжению, в квартире была очень низкая температура. Распоряжением администрации МО «Виноградовский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате за теплоэнергию при отсоединении от центрального отопления» плата за теплоснабжение установлена в размере 18,5 % от нормы.

В соответствии с актом осмотра жилого помещения от 18 мая 2021года в квартире истца из обогревательных элементов имеются трубы, протяженностью 14,2 погонных метра, диаметром 40 мм (л.д.16).

Из смысла статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуга по теплоснабжению является коммунальной услугой.

Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги в соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируются жилищным законодательством.

В соответствии со статьей 8 указанного Кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом установленных Жилищным кодексом Российской Федерации требований.

Согласно ч. 1. ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, не оборудован прибором учета потребления тепловой энергии, поэтому объем потребления энергии должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (в редакции с последующими изменениями)         (далее - Правила), потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальной услуги как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно условиям предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

Энергоснабжение многоквартирного дома осуществляется посредством инженерных сетей, куда входит система отопления.

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В силу ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения должно производиться по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть сохранено в переустроенном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Следовательно, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.

В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством РФ от 13.08.2006, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно с согласия собственников путем его реконструкции.

В силу положений ст. 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления является уполномоченным органом на согласование переустройства и перепланировки помещений.

Как усматривается из материалов дела, переустройство системы отопления произведено истцом с согласия органа местного самоуправления - администрации МО «Виноградовский район».

Таким образом, демонтаж радиаторов в спорной квартире был произведен в соответствии с действующим законодательством. В результате проведенного переоборудования работа системы отопления квартиры и жилого дома в целом не ухудшена, действия не противоречат требованиям СНиП и не нарушают права и законные интересы других жильцов дома.

Суд, принимая во внимание обстоятельство, что истцу в связи с изменениями системы отопления, не предоставлялась в спорный период услуга по теплоснабжению в полном объеме, позволяющем обеспечить соответствующий температурный режим жилого помещения, а органом местного самоуправления установлена плата в пониженном размере, считает незаконным начисление ответчиком платы за отопление квартиры по нормативу потребления в 100- процентном размере.

Представителем ответчика представлен расчет количества тепловой энергии, потребляемой в среднем за один месяц отопительного периода, по площади поверхности теплообмена труб, проходящих по квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Шубина Н.П. согласна с представленным ответчиком расчетом, изменила требования, исходя из такого расчета.

Суд, исследовав расчет количества тепловой энергии, потребляемой в среднем за один месяц отопительного периода, по площади поверхности теплообмена труб, проходящих по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, считает, что выводы в расчете мотивированны. Доказательств того, что возможно иным способом определить фактически потребляемую энергию потребителем, сторонами суду не представлено.

Норматив потребления тепловой энергии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2,408 Гкал/месяц, согласно расчету представителя ответчика фактически количество потребляемой энергии составляет 0,356 Гкал/месяц.

Таким образом, соотношение потребляемого для отопления жилого помещения в данном случае объема тепловой энергии составит 14,8 % от нормы потребления.

Постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области № 91- пн, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах расположенных на территории МО «Виноградовский муниципальный район». Согласно Приложения 1 норматив потребления по отоплению составляет для двухэтажных домов 0,04307 Гкал на кв. метр в жилых и нежилых помещениях.

Из письма Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области следует, что в действующем нормативе потребления коммунальной услуги по отоплению количество тепловой энергии, необходимой на отопление помещений, входящих в состав общего имущества дома для двухэтажных домов составляет 9,2 %.

Представитель истца в судебном заседании согласен с данным подходом к определению количества тепловой энергии необходимой на отопление помещений, входящих в состав общего имущества дома.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 35 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что истцу начислялась плата за топление за период с сентября 2014 года по декабрь 2019 года, исходя из норматива потребления, тогда как фактическое потребление тепловой энергии, с учетом необходимой на отопление помещений, входящих в состав общего имущества дома составляет за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 24% от норматива потребления, с учетом потребления на общедомовые нужды. С марта 2019 года по май 2021 года в размере 14,8 %процента от норматива без учета потребления на общедомовые нужды, в порядке определенном в редакции пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, действующей с 25.02.2019.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о перерасчете платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 24% от норматива потребления, с марта 2019 года по май 2021 года в размере 14,8 %процента от норматива потребления.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Шубиной Н.П. удовлетворить.

Признать незаконными действия ответчика по начислению платы в размере 100% за отопление квартиры по адресу: <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» произвести Шубиной Н.П., проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за услуги отопления за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 24% от норматива потребления, с марта 2019 года по май 2021 года в размере 14,8 %процента от норматива потребления.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление Шубиной Н.П., проживающей по адресу: <адрес>, исходя из процентного соотношения от суммы потребляемой тепловой энергии в размере 14,8 % от норматива потребления.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Березниковское теплоснабжающее предприятие» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

     Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2021 года.

Судья                                                                                                 А.И. Мой

2-332/2021 ~ М-313/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шубина Наталья Петровна
Ответчики
ООО "Березниковское ТСП"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Мой А.И.
Дело на странице суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
22.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
05.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Дело оформлено
01.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее