Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 апреля 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи – Мамаева Р.И.,
при секретаре судебного заседания – ФИО1,
с участием помощника прокурора – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении совершить действия,
установил:
и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» с исковыми требованиями об обязании ответчика в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать диспансеризацию муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведен анализ соблюдения требований законодательства о здравоохранении, выявлено нарушение, предусмотренной законом обязанности по прохождению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>».
Установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрацией МО «<адрес>» в 2021, 2022 и истекшем периоде 2023 года не организовано и не проведена, медицинское учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для проведения диспансеризации не определено, договор на проведение диспансеризации с ним не заключен, график прохождения муниципальными служащими диспансеризации на 2021 – 2023 год, администрацией не составлялся и не утверждался, в медицинское учреждение для согласования не направлялся.
Непринятие мер к проведению в установленные законом сроки диспансеризации муниципальных служащих способствует несвоевременному выявлению заболеваний, препятствующих дальнейшему прохождению муниципальной службы, то есть не обеспечивает должного исполнения обязанности муниципальными служащими, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан при получении, в том числе муниципальных услуг.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик извещенный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, на разбирательство дела, своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст. 12).
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации.
Так, в силу пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Этим же пунктом определен объем осмотров и объем проводимых исследований.
В соответствии с пунктом 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (абзац первый). Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется за счет средств местных бюджетов. Нанимателем для муниципального служащего согласно части 2 статьи 2 этого закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя. Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
В ходе анализа состояния законности в указанной сфере установлено, что ежегодная диспансеризация муниципальных служащих вышеуказанного муниципального образования не проводилась, муниципальные контракты на прохождение диспансеризации не заключались, графики прохождения диспансеризации муниципальных служащих также не утверждались.
Доказательства устранения выявленных прокурором нарушений от-ветчиком ни в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, ни в само судебное заседание не представлены.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца об организации ответчиком диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», и вынести решение в соответствии с положениями ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» о понуждении совершить действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать диспансеризацию муниципальных служащих в соответствии с Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Р.И. Мамаев