Дело № 2-341/2024
УИД 86RS0018-01-2024-000466-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Назарука Р. В.
при секретаре Сафроновой И. В.
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Кондинского района Жучковой Г. Д., представителя ответчика администрации Кондинского района Фирулёва Е. И. по доверенности № 16 от 05.04.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело № 2-341/2024 по исковому заявлению прокурора Кондинского района к администрации Кондинского района, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Районная спортивная школа» о возложении обязанности обеспечить финансирование для оказания первичной медико-санитарной помощи, обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кондинского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кондинского района, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Районная спортивная школа» (далее – МБУ ДО РСШ) о возложении обязанности обеспечить финансирование для оказания первичной медико-санитарной помощи, обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка соблюдения МБУ ДО РСШ требований законодательства о физической культуре и спорте, в ходе которой установлено, что МБУ ДО РСШ является организацией, оказывающей образовательные услуги в области физической культуры и спорта, в частности, реализует дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта. Согласно Уставу МБУ ДО РСШ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ председателя комитета физической культуры и спорта администрации Кондинского района, учредителем и собственником МБУ ДО РСШ является муниципальное образование Кондинский район в лице администрации Кондинского района (п. 8 Устава). Проверкой установлено, что МБУ ДО РСШ на праве оперативного управления принадлежит недвижимое муниципальное имущество: здание спортивного комплекса, общей площадью 600,4 кв.м., расположенное по адресу<адрес>; спортивный комплекс, общей площадью 3 327,6 кв.м., расположенный по <адрес>; Спорткомплекс, общей площадью 1 382,5 кв.м., расположенный по <адрес>. Кроме того, во владении и пользовании МБУ ДО РСШ на основании договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № находится недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 477,87 кв.м., расположенное по <адрес>. На указанных спортивных объектах МБУ ДО РСШ организован образовательный процесс по занятиям физической культурой и спортом несовершеннолетних. Вместе с тем, МБУ ДО РСШ обязанность по обеспечению оказания первичной медико-санитарной помощи при проведении занятий физической культурой и спортом (в том числе, при подготовке и проведении физкультурных и спортивных мероприятий) на вышеуказанных объектах спорта не выполнена. Учитывая, что учредителем и собственником МБУ ДО РСШ является муниципальное образование Кондинский район в лице администрации Кондинского района, администрацией Кондинского района не исполнена обязанность по финансовому обеспечению МБУ ДО РСШ для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Неисполнение администрацией Кондинского района обязанности по финансированию, а МБУ ДО РСШ по обеспечению первичной медико-санитарной помощи влечет за собой угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних в период занятия физической культурой и спортом.
Учитывая изложенное, прокурор просит суд возложить на администрацию Кондинского района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районная спортивная школа» для оказания первичной медико-санитарной помощи по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; возложить на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районная спортивная школа» в течение трех месяцев со дня доведения финансирования администрацией Кондинского района обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи при проведении занятий физической культурой и спортом (в том числе, при подготовке и проведении физкультурных и спортивных мероприятий) по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Жучкова Г. Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кондинского района Фирулёв Е. И. исковые требования прокурора не признал, поскольку требуемый срок для обеспечения финансирования недостаточен. Бюджет муниципального образования Кондинский район является высокодотационным и сформированным на 2024 год. В связи с чем, просил суд в случае удовлетворения исковых требований предоставить срок для обеспечения финансирования до 01.02.2025.
Представитель ответчика МБУ ДО РСШ, представитель третьего лица - администрации сельского поселения Леуши в суд не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся представителей сторон, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее Закон о физической культуре) физкультурно-спортивные организации участвуют в развитии видов спорта, в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, в том числе оказывают физкультурно-оздоровительные услуги, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов. Перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг и правила их оказания утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34.3 Закона о физической культуре организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, осуществляет права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, законодательством об образовании, учредительными документами и локальными нормативными актами такой организации, договорами об образовании по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, обязана осуществлять медицинское обеспечение обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, реализующей соответствующие образовательные программы, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об образовании по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (п. 3 ч. 2 ст. 34.3 Закона о физической культуре).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Закона о физической культуре медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя: систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц; оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья; профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию; восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом. Организаторы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий обязаны осуществлять медицинское обеспечение их участников.
Приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н утвержден порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (далее Порядок).
Пунктом 7 Порядка определено, что первичная медико-санитарная помощь оказывается непосредственно в месте проведения мероприятий, в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей (при наличии)), в структурных подразделениях по спортивной медицине (кабинет, отделение) медицинской организации, в медицинской организации по профилю спортивной медицины (врачебно-физкультурный диспансер, центр спортивной медицины и другие) и включает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную медико-санитарную помощь.
Согласно Положению об организации деятельности медицинского пункта объекта спорта, являющегося приложением № 11 к Порядку медицинский пункт объекта спорта (далее - Медпункт) организуется на объектах спорта, спортивных сооружениях, в местах проведения учебно-тренировочных мероприятий и спортивных соревнований. В медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.
Требованиями СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружения, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся физической культурой и спортом: отдельными раздевалками для мужчин и женщин, оборудованными туалетами и душевыми. Должен быть организован медицинский пункт, комнаты тренеров (инструкторов), помещение для хранения спортивного инвентаря и оборудования, гардеробные, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов (пункт 6.1.9).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные учреждения, осуществляют финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
К вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Как следует из Устава, МБУ ДО РСШ является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБУ ДО РСШ является муниципальное образование Кондинский район (л.д. 40-66, т. 1).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права нежилые здания по <адрес>; <адрес>; <адрес> находятся в оперативном управлении МБУ ДО РСШ (л.д. 14-17, т. 1; л.д. 18-21, т. 2; л.д. 22-25, т. 4).
Кроме того, во владении и пользовании МБУ ДО РСШ на основании договора безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № находится недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 477,87 кв.м., расположенное по <адрес> (л.д. 14-18, т. 3).
Из информации МБУ ДО РСШ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБУ ДО РСШ является организацией дополнительного образования по реализации общеразвивающих программ в области физической культуры и программ спортивной подготовки. На объектах спорта в пгт. Междуреченский, пгт. Куминский, п. Ягодный, с. Болчары оборудованные медицинские пункты отсутствуют (л.д. 18-21).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиками не организованы и не проведены мероприятия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, что влечет за собой угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних в период занятия физической культурой и спортом, следовательно, исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении сроков исполнения решения суд учитывает принцип разумности, в который обязанное лицо по решению суда имеет реальную возможность исполнить решение суда.
В связи с этим, исходя из вышеприведённых требований закона, с учетом установленных судом обстоятельств дела и актуальности незамедлительного исполнения мероприятий в целях соблюдения прав пребывающих в учреждениях спорта лиц, а так же учитывая обязательное требование реальной исполнимости решения суда и необходимость изыскания денежных средств на устранение выявленных нарушений, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196, ч. 1,2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым возложить на администрацию Кондинского района обязанность финансирования мероприятий в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на МБУ ДО РСШ возложить обязанность обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи в течение трёх месяцев после получения финансирования.
По мнению суда, указанный срок обеспечит баланс прав и законных интересов сторон, отвечает требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивает существа гарантированных прав лиц, участвующих в деле, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации она составляет 300 рублей по требованию неимущественного характера и подлежит взысканию с МБУ ДО РСШ не освобожденного от уплаты судебных расходов. Администрация Кондинского района от уплаты государственной пошлины освобождена, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.07.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░